Странные определения #11

Профессиональные деформации несомненно существуют, многим для этого достаточно посмотреться в зеркало. Только у некоторых профессий уровень ответственности понимается не всеми.

Из-за этого некоторые слова которые используют педагоги и не педагоги воспринимаются как полные синонимы, то есть с одинаковым или очень близким значением. Не говоря уже о том, что иногда они и близки по написанию и произношению. К сожалению это не так, хотя никаких таинственных и скрытых смыслов следующие несколько слов не несут. При этом они могут использовать и другие понятия типичные для словаря педагога.
Поэтому в этом посте придётся отказаться от собственного решения не трогать более трёх терминов сразу и не заниматься сразу попытками улучшить распространённые определения понятий.

Освоить

Вполне овладеть чем нибудь, научиться употреблять что-нибудь, пользоваться чем нибудь.

Овладеть

Сделать что-нибудь своим умственным достоянием, усвоить что-нибудь, добиться обладания чем-нибудь (каким-нибудь занятием, мастерством).

Усвоить

Сделать свойственным, привычным для себя, своим (что-нибудь новое, чужое, инородное, постороннее).

Выучить или Научить

Возможно это покажется странным, но именно определения слова выучить в наиболее известных словарях нет. Даже в новых. Поэтому придётся произвести мини-мозговой штурм.
Итак, очевидно что эти слова происходит от слова учить. При этом грамматически и смыслово ссылается на результат действия(ий) получающихся (долженствующих получиться) при произведении того самого действия. Если просто и по сути, то учить - это передавать знанье, уменье (навыки) свое другому. Можно и обезличенно - "деятельность по овладению знаниями, умениями".
Несколько удивила такая трактовка как "сообщать что-либо, давая советы, указания из лучших побуждений". Вроде говориться о близком, но совершенно неправильно:
  1. Во-первых, сообщать - это только одна из возможных форм передать информацию. Не подразумевает собой никакой практики.
  2. Во-вторых - давать советы. Это вообще о чём? Это одна, очень узкая и зачастую малоэффективная форма взаимодействия с другими людьми. Крайне сильно зависит как от личности, так и качеств "оратора". Так что не слишком подходит к педагогике вообще.
  3. А уж про лучшие побуждения напоследок... Лучше уж сразу в петлю от такого Дамблдора.
Поэтому отбросив этот, целиком и полностью вредоносный вариант понятия учить,  попробую придать "запрашиваемую" свершенную форму. Например так: "передать кому-нибудь какое-нибудь знанье, уменье так, чтобы тот ими овладел". Если честно, то первая часть этого определения находится и в словаре Ушакова для слова научить, как раз подчёркивая желаемую результативность.
Однако используя свой опыт преподавания я не считаю это достаточным. Можно стараться выучиться - но не слишком успешно. Не суть важно почему научиться не удалось: не владеешь (овладел) - значит не выучил, не научился.

Обучить

Научить кого нибудь, сообщить и привить кому-нибудь систему знаний, навыков в какой-нибудь области.

Преподавать

Или преподать, это, по сути - адресное действие. То есть "что - кому?; учить - чему?; наставлять, читать или передавать кому-то знания и/или умения".

Можно и немного другими словами:
  • Обучая, сообщать, передавать систематические сведения по какому-нибудь учебному предмету.
  • Обучая кого либо, излагать, сообщать систематические сведения в какой-либо области знания.
Два практически идентичных определения, но второе будет более правильным только в силу использования словосочетания "область знания", а не зауженного понятия "учебный предмет". Дело в том, что я не согласен с желанием бюрократов регламентировать всё и вся. А в первом варианте получается что преподавать можно только официально признанные знания, оформленные как конкретные учебные предметы.
Большое спасибо идиотам, которые явно не понимают ничего кроме первичного смысла понятий. Но для меня, как и для многих преподаватель относится к высшему и специальному образованию. Учитель - к школе и дошколятам. Другой разницы между ними  нет. Поэтому преподавать и учить - полные синонимы, только "область приложения усилий" отличается.

Комментарии