Задачки со всякими логическими закавыками всегда интересны. Их много, но к сожалению достаточно однотипны. Но иногда встречаются примеры не совсем задач, а ситуаций (исторических фактов в некотором смысле), которые интересны сами по себе и иллюстрируют неправильное понимание логико-лингвистических построений.
В качестве примера я взял термин атональный.
С точки зрения истории музыки в конце-концов пришли к трактовке "выражающийся в отказе (иногда демонстративном) композитора от логики гармонической тональности". Речь идёт на самом деле о музыкальных экспериментах очень многих композиторов 19-20 веков, но сами музыканты привязывают понятие атональности к композитору Арнольду Шёнбергу и его ученикам. Он сам говорил об этом так:
Прежде всего я считаю, что «атональная музыка» — это самое неудачное определение, подобное тому, как если бы мы называли полёт «искусством не падать», а плавание — «искусством не тонуть».
Для человека далёкого от формального музыкального образования это ассоциировалось с попранием ВСЕХ принципов музыкальной композиции практиковавшихся до сих пор. Фактически - не музыка.
Куда более разумная критика прозвучала из уст российского и советского музыковеда Ю.Н. Холопова, который честно заметил, что проблема
К истории можно даже присоединить решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года, где такую музыку назвали
Для определения из словаря Ушакова имеем "искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях [и] ритмически [и] организованных звуков и тонов", поэтому отрицание, та самая атональность, потребует "искусства, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в разрозненных или не ритмичных или беспорядочных звуках и тонах". Уже не так страшно.
По словарю иностранных слов Чудинова имеем "стройное, [и] гармоническое [и] сочетание инструментальных или вокальных звуков, с предназначением действовать на чувство человека", отрицание которого даст "не стройное или не гармоничное или разрозненное [исполнение] инструментальных или вокальных звуков, с предназначением действовать на чувство человека". Близко с предыдущим.
Прежде всего я считаю, что «атональная музыка» — это самое неудачное определение, подобное тому, как если бы мы называли полёт «искусством не падать», а плавание — «искусством не тонуть».
Арнольд Шёнберг [1874 - 1951] |
Куда более разумная критика прозвучала из уст российского и советского музыковеда Ю.Н. Холопова, который честно заметил, что проблема
происходит от неслышания новой гармонии и представляет собой своего рода способ отмахнуться от необходимости определить то, что есть, ограничившись констатацией того, чего нет.Очень близко мнение немецко-американского музыковеда Эдварда Ловинского, который сказал о том, что
невозможно говорить о единой и централизованной тональности в смысле позднейшей мажорно-минорной тональности.Такую «тональную неопределённость в целом» Ловинский и называл «атональностью».
К истории можно даже присоединить решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года, где такую музыку назвали
... увлечение сумбурными, невропатическими сочетаниями, превращающими музыку в какофонию, в хаотическое нагромождение звуков...С точки зрения построения слов <атональный = а тональный>, префикс "а" означает отрицание. Тем, кто познакомился с основным постом, уже видны два основных несоответствия:
- это не тот случай, когда можно говорить о двухзначной логике;
- музыка является единым термином, но сама по себе она составлена из множества элементов, причём различной условной важности это раз, а во-вторых - среди них могут быть как логические связки "и", так и логические связки "или".
Для определения из словаря Ушакова имеем "искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях [и] ритмически [и] организованных звуков и тонов", поэтому отрицание, та самая атональность, потребует "искусства, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в разрозненных или не ритмичных или беспорядочных звуках и тонах". Уже не так страшно.
Ирландский степ - воплощение ритма |
Гармония |
Медики и лингвисты поступили хитрее всего. У первых "музыка это искусство [и] организации звуков", а у вторых вообще это "искусство, [и] отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства". Если строить их отрицание, придётся разбираться с "не искусством", ибо "отрицание действительности" даже как возможность - это уже к психиатрам.
Художественный образ воды. JuliaDesign |
Искусство - это культурное явление на которое ссылаются (признанное). Оно берётся людьми за основу, порождает новые идеи. [Взято с Яндекс - Знатоки]
Эдвард Мунк: Крик |
Не искусство - непризнанные и лишённые чёткой идеи произведения или бессмысленное повторение уже существовавшего [сильно доработано мной с Яндекс - Знатоки]
Кракозябра от CGMag.net |
Так что по версии медиков атональным будут "беспорядочные звуки или никому не понятные и лишённые чёткой идеи повторения звуковых шаблонов". Но!!! С важным продолжением "или неумелое исполнение". Вот интересно, у врачей такая подлянка специально вышла, или народ, сам того не понимая, в поисках истины вытащил за уши?
Ведь действительно, при неумелом исполнении музыки награждение эпитетом атональный будет ещё удачей. Скорее по морде дадут, если вообще руки такому "композитору" не переломают.
Окультуренный (без психических отклонений) вариант лингвистов будет таким: "никому не понятные и лишённые чёткой идеи повторения звуковых шаблонов или примитивные звуковые образы". У этих хоть альтернатива не повредит прямо физическому здоровью, зато морально обосрут. Мда... Чернуха что тут, что там
Вот ведь фигня вышла... А вроде так хорошо начиналось... |
Комментарии
Отправить комментарий