Константа, аксиома и постулат (Часть 2)

Аксиомы и постулаты педагогики

Антон Макаренко

Антон Макаренко [1888 – 1939]
Ключевым является позиция Макаренко что только наказанием ничего не добиться. Нужно показать что в человеке есть хорошего и пробудить желание делать это постоянно.
  • Основная воспитующая функция принадлежит, по его мнению, коллективу. Именно коллектив, окружающий колониста, ведет его по жизни, учит его работать, учиться, жить, направляет по нужному пути. Только группа разных по возрасту детей может называться коллективом и выполнять его функции: старшие организуют младших и заботятся о них, младшие учатся у старших нормам поведения и общежития. Группа же ровесников, по мнению Макаренко, превращается в неуправляемое стадо.
  • По сути, макаренковский коллектив – это аналог большой семьи, где есть взрослые (заведующий колонией, воспитатели) и дети, старшие и младшие. Все члены коллектива обязательно соединены некоей общей идеей, общими стремлениями, целями, на которые направлена вся его деятельность, обязательно связаны общими традициями, укладом жизни.
  • И основные усилия заведующий прилагал не к исправлению отдельно взятой личности, а к созданию крепкого коллектива, силы гораздо более мощной, способной воспитывать просто собой, своим авторитетом.
  • Надо также отметить роль трудового воспитания, которому Макаренко отдавал безусловный приоритет в деле воспитания коллектива в целом и личности в отдельности. Нет человека без труда. Каждый обязан трудиться. И каждый должен уметь делать то, что нужно коллективу.
  • «Душа ребенка, — считали педагоги, — сродни цветку, не нужно мешать ему расти и развиваться, надо только наблюдать за процессом». Макаренко был категорически не согласен с такой постановкой вопроса. Он считал такое воспитательское бездействие не только бесполезным, но вредным, тлетворным. Ребенка надо воспитывать, направлять, работать над ним и заставлять его работать над собой. В бездействии душа разлагается, и ни один цветок не вырастет такой, какой нужно. Обязательно должен быть садовник, который будет поливать его, удобрять, обрезать и прочее, только тогда получится в полном смысле культурное растение.
  • Конечно, он ратовал и за наказания как важный фактор в воспитании. Речи не шло, разумеется, о физическом воздействии или о карцере, в чем его подозревали некоторые. За каждым конкретным проступком следовало конкретное адекватное наказание. Кстати, позднее, в коммуне Дзержинского, вопрос о наказании решал опять же коллектив коммунаров, а не заведующий.
Он имеет внятные представления о системе нравственных ценностей. Он трудолюбив, честен, образован и культурен. Разве это не те положительные качества, которых мы и сегодня ждем от правильно воспитанного человека?

Шаталов, Виктор Фёдорович

Шаталов, Виктор Фёдорович [1927 – ]
 Объяснять материал предельно понятно, даже упрощенно, для чего следует:
  • снимать лишние нагрузки на внимание ребят, повторяя одно и то же 3—4 раза разными словами;
  • давать за один урок не одну теорему, а обучать крупным блоком, в котором «темы взаимосвязаны».
  • передавать учащимся самую суть, тогда уменьшается объем запоминания. В результате материал хорошо понимается и запоминается на 70%. Работает логическая память, а она эффективнее механической.
  • не разрешать, чтобы учащиеся одновременно слушали и записывали. Он разрывает эти два процесса, т. е. использует закономерность: распределять внимание на письмо и понимание, так как аудирование развито не у всех одинаково.
Осуществлять опережающее рассмотрение теории, закреплять ее в блок-схемах или опорных конспектах, в которых сжато отражается логическая последовательность материала. Изображать красочно, ярко, необычно, использовать закономерность зрительного анализатора. Опорные конспекты дают возможность самоконтроля, взаимоконтроля и контроля со стороны родителей.
  • Вести контроль знаний учащихся по этим блок-схемам. Учащийся должен по памяти нарисовать этот опорный конспект и по нему восстановить содержание учебного материала. Использовать закономерность повторения контроля. Больше всего забывается информации в первые три дня (« 40, 30%). Поэтому сначала надо контролировать ежедневно, а примерно через месяц процесс забывания идет медленнее (и 27%) и можно проводить отсроченный контроль.
  • Проводить занятия в пределах традиционного обучения с опорой на школу памяти, но не исключая и мышление учащихся.
  • Создавать в классе такую атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно.
  • Применять принцип поурочного балла, т. е. спрашивать каждого учащегося на каждом уроке.
  • Дать каждому учащемуся возможность улучшить свой балл. Этот принцип называется «открытые перспективы». Причем не тогда, когда того вызовет преподаватель, а когда сам учащийся почувствует, что он знает материал уже лучше и может повысить свою отметку.
  • Он давал учащимся на уроке от двух минут до двух секунд, чтобы они провели взаимоконтроль правильности записи домашнего задания в дневнике. Такой простом профилактический прием бережет нервы учащихся и их родителей.
Амонашвили, Шалва Александрович [1931 – ]
  • В воспитании детей нужно придерживаться мысли: Спасибо, Господи, за то, что доверил мне воспитание твоего чада. Я замечательный родитель, у меня чудный ребенок, которого подарил Бог. Это не моя собственность – мне доверена вселенская сущность. И он пришел в этот мир, чтобы свершить то, что ему предписано, а не для того, чтобы как-то скрасить мою старость.
  • Все без исключения родители желают своим детям только счастья.
При этом в понятие «счастье» они вкладывают материальное благополучие, карьерный рост, счастливый брак и т.д. Но такие представления о счастье очень ограничены, они закрывают ребёнку жизненный путь.
Главная цель – это воспитать благородного и великодушного человека. Разве благородный и великодушный человек пропадет, если родители не оставят ему большого наследства? Конечно нет, так как он имеет духовные ценности. Ведь на самом деле жизнь на Земле – это лишь подготовка к вечной жизни.
  • Воспитать благородного и великодушного ребенка можно лишь на собственном примере.
Подобное воспитывается подобным. Как самим стать такими? Подарить улыбку, какую-то нужную вещь, радостную новость, сделать хороший поступок – это и есть проявление великодушия.
  • Сейчас растет новое, особое поколение, так называемые дети-индиго.
Они пришли в это мир, чтобы помочь нам измениться к лучшему. Этого требует сама жизнь. Если кто-то из вас, уважаемые родители, курит, сквернословит, злословит – немедленно перестаньте это делать ради детей! Освободите свои мысли от раздражительности, зависти и претензий к окружающим.
  • Ответственность родителей – ограждать детей от информационной связи. Выбрать характер ребенка нельзя, но воспитывать нужно.
  • Любой ребенок рождается с врожденным чувством красоты.
И родители должны поддерживать и развивать это чувство. Что это значит? Окружить красотой речи, благоприятной обстановкой в доме, теплой семейной атмосферой. Речь – это великий дар Бога, поэтому не тратьте время на пустую болтовню. Передавайте словами мудрость, учите любить, прощать, сопереживать, развиваться духовно, и тогда с помощью слов ребенок будет расти.
  • С детьми нужно разговаривать как со взрослыми, они не любят, когда с ними «сюсюкают». 
Если в вашей речи нет уважения к ребёнку, то лучше вообще не говорите. Конечно, сложно это воплотить сразу на практике. Все начинается с мысли, поэтому постарайтесь сами мысленно настраиваться на искренний, уважительный разговор, принимая ребёнка таким, какой он есть, и со временем у вас все получится.

Народная педагогика (Этнопедагогика)

Учим собственным примером
Формулировка аксиом в народной педагогике берётся из пословиц и поговорок, а также афоризмов и других изречений, взятых из преданий, сказов, былин, шуток и другого фольклорного материала. Афоризмы и другие изречения в качестве аксиом педагогика использует также из художественной, публицистической, политической, философской и другой литературы.
  • Начало (источник) педагогики — женщина. Быть первой и главной воспитательницей своих детей на всю их жизнь. «Первоначальное воспитание важнее всего и оно бесспорно принадлежит женщинам» (Ж.-Ж. Руссо).
  • Знание — сила! (Ф. Бэкон). Его можно развернуть в целом ряде последовательных аксиом, выраженных в пословицах и изречениях. Они также не нуждаются в доказательствах: «Ученье — свет, неученье — тьма», «Ребенка обучи — дашь миру человека» (В. Гюго); «Тяжело в учении — легко в бою» (А. Суворов); «Корень учения горек, да плод его сладок» и др.
  • Век живи — век учись. Речь идет о непрерывном образовании, не имеющем возрастных и временных границ. Он также уточняется в серии последовательных аксиом, суть которых самоочевидна: Нет предела знаниям человека; Знание — не мешок, за собой его таскать не надо; «Уча других, также учись» (Н.В. Гоголь); «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» (Н.А. Рубакин); По платью (одежке) встречают, по уму провожают; Не выучит школа, выучит охота (нужда).
Постулаты и аксиомы педагогики, как мы видели, чаще всего выражаются пословицами, афоризмами и другими изречениями. Это можно объяснить тем, что сами пословицы представляют собой лаконично и образно сформулированный опыт, обобщающий воспитательную практику многих поколений. Естественно, эти постулаты и аксиомы надо определить, представить в. системе, т.е. в определенной структуре, последовательности. Причём система должна быть такой, чтобы из исходных аксиом логически вытекали последующие, раскрывая новые стороны педагогического процесса. Отметим также, что многие аксиомы педагогики нуждаются в эмпирическом подтверждении.
Старая мастерская


Комментарии