Грустные мысли #3 А стоит ли соблюдать правила?

Прозрачный намёк, правда?
В этом тексте местами используются мои собственные переводы афоризмов, высказываний и т.п с иностранных языков




Предназначение принципов и правил - дать пример разумному человеку.

Карл фон Клаузевиц

Правила



Правила не настолько священны как принципы.


[Rules are not necessarily sacred, principles are]


Франклин Делано Рузвельт

В педагогике без слова правило не смог обойтись ни один учитель. Это слово будит в нас как множество аналогий, так и плохих воспоминаний. Заполируем это множеством фраз со словом правила, изысками от психологов и методистов. В результате перестаёшь быть уверен, а понимаешь ли ты вообще, что это понятие значит?
Если не копать слишком глубоко, то для большинства правило это что-то из списка внизу:
  • Внешнее выражение некоторого шаблона;
  • Некоторое постоянное отношение или основа в какой-либо системе явлений;
  • Действие при определённых обстоятельствах;
  • Постановления, инструкции которые устанавливают определённый порядок действий;
  • Определённый тип мышления, конкретную привычку;
  • Нечто однородно-объективное, естественный ход жизни, нормы поведения.
    Некоторые варианты из этого списка явно нечасто встречаются, но понятны именно в тех, специфичных контекстах. Можно даже побиться об заклад, что многие из читателей даже подумать не могли что понятие правила допускает столько толкований, ибо для большинства правило это просто следование строгим инструкциям и послушное поведение. Тем более что дети понимают правила просто как инструменты для контроля за их поведением (сказано на взрослом языке).
    А так это выглядит чаще всего
    Пытаясь переформулировать, идея понятия правило подразумевает некий порядок и как цель, и как результат своего применения. Концепции порядка, непрерывности, последовательности и постоянства естественные, можно даже сказать врождённые для этого понятия. Именно поэтому достижение порядка у многих ассоциируется со следованием правилам.
    Простые правила, которые разрешают или запрещают делать что-то конкретное иногда именуют разрешениями, требованиями или запретами. В некоторых областях человеческой жизни, равно как и научных областях любой метод или "техника" может быть рассмотрена как система (набор) правил способных дать указания к действию или как можно их самих подстроить под конкретную ситуацию. С точки зрения современной методологии жёсткие правила предусматриваются теперь только в очень специфичных областях типа критериев выставления оценок.
    Правда есть два аспекта, являющие нам два других лика правил:
      • Если рассматривать правило как некоторое заявление, то оно больше требует исполнительности чем понимания.
      • "Намеченные" действия и/или их результаты, но пока мы не уверены в их необходимости.
        Первый аспект несомненно присутствует в педагогике и за него ратуют "средние" учителя. Фактически, это выражение своего провала в качестве профессионального педагога, когда последний иной раз выкручивает руки или откровенно дурит голову ученику, просто заставляя его сделать, вместо того чтобы объяснить и замотивировать.
        Второй аспект свойственен "рождению" правил и является неотъемлемой частью социального взаимодействия между людьми. Следовательно, учителя и родители как члены этого социума должны быть в курсе что общество считает или посчитает неприемлемым, чтобы не создать жестокие и бесчеловечные правила.
        Подобное часто случается в школах, когда они не очень много знают об ученике и не замечают как он для себя формирует некоторое собственное правило: школа сталкивается уже с результатами его применения.
        Однако вина родителей куда тяжелей, ибо они почему-то считают, что начиная с некоторого момента всё что относится к обучению, воспитанию и "социализации" это задачи школы. То есть перекладывают всю ответственность на педагогов, а сами устраняются. Типичным последствием для ученика в такой ситуации будет потеря доверия взрослым и веры их словам. А уж это повлияет не только на учёбу.
        Из-за подобного временами бросаются в другую крайность, считая педагогические методы и техники системами гибких, подстраиваемых правил. "Удобно забывая" что понятие правила не перестало означать строгое, постоянное и тому подобное. Поправив одно правило мы просто получим другое правило, поэтому такие системы на самом деле всё равно соответствуют закрытым и конечным множествам правил, так как количество стратегий адаптации/подстройки конечно!
        Подобные стратегии могут, и работают, но для однородных и специально отобранных групп людей. Как военные училища, например. В них важна не внешняя однородность, а сходность менталитетов.
        Сейчас это выглядит парадоксально, но жёсткие системы успешно работали в педагогике многих стран почти до середины прошлого века, так как родители ещё участвовали активно в жизни и воспитании не только дошкольников. Особая и искренняя благодарность будет бабушкам и дедушкам. Даже в садик дети приходили уже уважая нормы поведения и желали учиться, так как считали что их усилия в будущем помогут жить лучше всем членам их социума. Воспитатели в садике продолжали воспитание в том-же ключе, поэтому в школу дети попадали приученные к соблюдению определённых норм и неукоснительному следованию ряду правил. Методологии школьного обучения изначально были синхронизированы с этими принципами, этическими и моральными нормами.
        Вместо того чтобы следовать золотому принципу: "Работает? Не трогай!", деятели "нового" времени решили перевернуть всё с ног на голову и провозгласили эру индивидуализма. Как следствие, упор на "взращивание талантов" и уважение "к неприкосновенности личного пространства" почти разрушили "старую" педагогику, не забывая при этом обещать и родителем, и обществу что "таланты" смогут сделать всё просто зашибись!
        Если посчитать, то от 30 до 60 (в некоторых странах) лет упорного следования этой новой парадигме образования фактически её похоронили, так как учителя и методисты просто утонули в этом разнообразии, сверху их ещё дополнительно придушили кучей законов, которые фактически не позволяли требовать от детей послушания, заставляя при необходимости. Из-за этого в течении последних 10 - 20 лет начались судорожные попытки "гомогенизировать", то есть сделать учеников "менее разными". Разрабатывая для этого методики по развитию "духа общности", совместной работы, прививанию социальной ответственности как части процесса обучения.
        Даже идиот в этом месте способен спросить: "А на фига тогда ломали, раньше ж это всё было?"
        Понятно что обозначенные задачи безусловно важны, но исследователи при этом дружно забывают что при этом всем участникам процесса придётся не только сократить своё личное пространство, но и позволить постоянно вторгаться туда формально чужим людям. И чтобы избежать при этом конфликтов и проявлять взаимное уважением, всем им придётся соблюдать целый список обязательных к выполнению правил (правила сосуществования). Причём если подробно ознакомиться с подобным списком, выглядит он как набор рекомендаций, которым настоятельно просят следовать, "если ситуация позволяет".
        Так правила или рекомендации?!

        Следование правилам

        Молодой человек знает правила, когда старый - исключения из них.

        [The young man knows the rules, but the old man knows the exceptions]

        Оливер Венделл Холмс старший
        Неудивительно, что в современных публикациях о правилах, их природе и использовании другие термины часто представляются в виде логико-семантических синонимов. Например, каждый метод или способ можно рассматривать как систему (список) правил с учётом, при необходимости, характера изменений, происходящих при выполнении предписанных действий. Последнее обстоятельство естественно приводит к возникновению некоторой иерархии методов.

        Здесь мы уравниваем понятия метода и правила, пытаясь, как обсуждалось выше, сделать изменчивость естественной особенностью. Мы еще раз повторим, что это разрушит глубокий смысл правил как чего-то однозначного. Тогда понятие правила должно непосредственно использоваться только в качестве элемента составной конструкции, или мы должны использовать этот термин в расширенном смысле только вместе с уточняющими словами, чтобы прояснить точный смысл. Например: адаптивное правило, гибкое правило.

        В общем проблемность использования правил хорошо описывается некоторыми афоризмами и метафорами:
        • Правило говорит как, но не почему.
        • Просто невероятно насколько тяжёлые последствия могут породить правила как только начинаешь следовать им буквально.
        • Получение знаний это изучение правил; опыт — исключений их них.
        • Исключения - особый вид правил.
        • Правила одинаковы для всех, и только исключения разные.
        • Для остальных мы создаём правила, а себе любимым — исключения.
        • Исключение — это правило проверенное временем.
        • Не бывает правил без исключений, но вот исключений может быть МНОГО...
        • Исключения не всегда подтверждают известные правила. Иногда они служат предвестниками новых правил.
        • Облажался — создал правило. Нарушил его — столкнёшься с новой ошибкой.
        • Неудачная попытка не значит что правило "неправильное".
        • Все правила благовоспитанности известны давно. Единственное что нам мешает — неспособность их соблюдать.
        • Пользуйся, но не наглей — правило истинно мудрого человека. Ни воздержание, ни перегибы не сделают счастливым. Только нарушение правил способно принести удовольствие.
        • В настоящее время место десяти заповедей занимают правила дорожного движения, но они также часто нарушаются.
        • Любой дурак может предложить новое правило, но только идиоты ему последуют.
        • Жизнь рождает порядок, но порядок безжизнен.
        • Лучше следовать ложным правилам, чем не иметь никаких.
        • Демократия — это набор правил поведения, с которым согласились хорошо вооружённые люди.
        • В жизни нет ничего сложного, это мы — сложные. Жизнь штука простая: чем проще, тем лучше.
        Для однозначного использования слова правило, кроме логики, могут быть разные причины, и нам кажется, что одна из них - это знаменитое «золотое правило» нравственного поведения, которое гласит: "Что ненавистно тебе самому, того не делай никому" (Книга Товита, Глава 4, стих 15).
        1. Действительно, неприятно жить в обществе, где, устраняя серьезность и уникальность превращают важное повеление в простую рекомендацию.
        2. В то же время вся история человечества кричит о том, что правило не обязательно является правильным или полезным для всех.
        3. В реальной жизни всегда есть особые или непредвиденные ситуации, поэтому исключения вытекают непосредственно из правил.
        4. Кроме того, правила просто не оставляют места для творчества.

        Другими словами, мы можем при нужде нарушать определенные правила, но это приводит к необходимости прогнозировать и предотвращать возможный ущерб.


        Комментарии