Модель обучения. Неочевидные вещи #3: Импульсные воздействия


Если слова о волнах на открытой поверхности жидкости никого не удивят, то изучение возникновения и распространения волн в трубах всегда считалось сугубо технической задачей при проектировании устройств и объектов, преимущественно промышленных. Тем не менее возникновение волн возможно.
В отличие от прочих явлений, волновые процессы в жидкостях и газах описываются дифференциальными уравнениями, и чаще всего — многомерными уравнениями в частных производных. При этом зависимость от координат $x$ и времени $t$ записывается явно в описании решений и их не всегда можно разделить. Например, они могут фигурировать в зависимостях вида $f(x\pm vt)$. Поэтому я хочу обсудить качественные аспекты, то есть эффекты характерные для всех или многих волновых процессов.
Поскольку термины волны и колебания обычно употребляются вместе, то напомню три основных условия для возникновения колебаний:
  1. Наличие в данной точке избыточной энергии (кинетической или потенциальной);
  2. Действие на материальную точку возвращающей силы;
  3. Избыточная энергия, полученная материальной точкой при смещении из положения устойчивого равновесия, не должна полностью израсходоваться на преодоление сопротивления при возвращении в это положение.
Поскольку положение равновесия в механике определяется через суперпозицию сил, то в нашем случае речь идёт о балансе движущей силы (давление, сила направлена вверх) и силы тяжести (сила направлена вниз). Когда они равны, частица–ученик не движется.
С этой точки зрения нашим нормальным состоянием является движение вверх, то есть имеется избыточная кинетическая энергия. Правда и сила тяжести никуда не делась, то есть возвращающая сила имеется тоже. Более того, нашей задачей является продолжение обучения на последовательности отрезков, то есть даже при замедлении движения в силу ряда явных и опосредованных причин, задачей педагогического процесса является именно сохранение определённого запаса энергии, который перераспределиться из поступательного движения вверх на смещения в плоскости и/или изменение внутренних характеристик материальной точки. То есть возникновение колебательных процессов в рамках предлагаемой модели возможно, а волновым движением (процессом) для меня является именно распространение колебаний в среде.

В жидкостях и газах в рамках "трубного" варианта модели возможны только продольные колебания, сопровождаемые условными сгущениями и разрежениями (изменениями плотности электролита). Переднюю волновую поверхность, наиболее удалённую от источника колебаний, называют фронтом волны.
Примерно так это выглядит в геофизических исследованиях

Обратите внимание, что я из всех сил избегаю разговоров о строго периодических процессах с их характеристиками. Дело в том, что работу преподавателя зачастую можно описать просторечиво как «дать пинка», но вот случается это по необходимости или возможности; и уж точно не периодично. И кроме того, в роли «пинка» можно воспринимать любое воздействие, ориентированное на формальное улучшение параметров обучения. А это не только текущая скорость обучения или максимальная скорость обучения. Но и не менее важные вторичные параметры типа полноты освоения материала.

Корректирующие импульсы

С точки зрения математики это выражается функцией(ями) отражающими изменения конкретного параметра(ов) во время исполнения «пинка». Причём эта функция может быть как истинно непрерывной, так и кусочной. И совсем несимметричной. То есть учитель запускает воздействие, которое проще назвать одиночным импульсом определённой длительности и формы.
Биологи давно дружат с электрическими импульсами,
и даже основные факторы воздействия выявили и подтвердили
Причём при наличии нескольких механизмов внешнего воздействия возможны комбинации импульсов, каждый из которых по-своему отразится на параметрах модели.
Но при прочих равных можно просто считать, что мы работаем с единым общим импульсом, суперпозицией нескольких частных. Выражающийся как раз в этих условных «сгущениях» и «разрежениях» как отражении собственной структуры и задающий собой фронт волны. И далее этот фронт переносится потоком, обработав постепенно всех учеников распределённых на промежутке некоторой протяжённости (в силу разных личных скоростей обучения). Это то, чего мы как раз и хотим добиться, но фронт волны должен распространяться быстрее чем самый быстрый ученик, так как идея такого воздействия подразумевает что он должен сработать в пределах текущего «элементарного» отрезка обучения.
Математически обычно это описывается через эволюцию отношения разности плотностей по отношению к плотности среды в начале отрезка ρ0, подобно тому, как решалось уравнение распространения звуковой волны в истории математической физики. Для нас же важно то, что мы, в конечном итоге, оцениваем насколько поменялась локальная плотность среды за счёт «управляющего импульса» по мере его прохождения.
Если допустить существование жидкой несжимаемой основы и частиц–учеников в ней как механических добавок с собственной жизнью, то единственное что может варьироваться в модели — это плотность расположения молекул знаний внутри очень тонкого воображаемого цилиндрического среза трубы. Поскольку с объёмом этого виртуального цилиндра мы ничего сделать не можем, то изменение плотности реализуется за счёт массы молекул заключённых в этот объём. А масса — это просто количество отдельных молекул заключённых в объёме.
В зависимости от знака изменений речь идёт или о «подсасывании» дополнительных молекул спереди/сзади или о «выталкивании» лишних вперёд/назад. Реализовать это можно за счёт условного ускорения или замедления молекул позади и/или спереди нашего условного среза. В этом случае согласованно изменяется распределение плотностей спереди и сзади.
Из-за того что форма импульса формально может быть любой, то изменения позади могут как способствовать, так и затруднять последующее изменение (участок импульса), а это логически неприемлемо. Поэтому если воздействовать, то только на молекулы спереди, играя роль предвестника изменений. Мы словно всасываем дополнительные молекулы спереди, словно подтормаживая их, чтобы они попали в нашу виртуальную геометрическую область. Либо наоборот выталкиваем "лишние" вперёд, временно ускорив часть «своих» молекул.
Сам такой механизм в принципе работоспособен, но мы не задумываемся о его реализуемости из-за того, что подобные задачи обычно стоят для сред, в которых присутствует гигантское количество молекул даже в малых объёмах. Чем более разрежена среда распространения, тем острее встаёт вопрос о том, что нужного количества молекул может просто не быть для «провоцирования» эффекта нужной интенсивности. Но это верно только для молекул знаний. На самом деле они растворены в жидкости носителе, а уж она полностью соответствует требованиям.
Так как величины скоростей пока неизвестны, то гарантированный захват молекул подразумевает, что больше всего на их количество влияет площадь сечения трубы. Из-за этого априори можно говорить о гарантируемой реализуемости импульсов только с плавными и малыми (именно относительно исходной плотности) изменениями.
В предыдущих разделах мы выяснили, что изменения в плотности размещения молекул знаний в первую очередь повлияют на:
  • время попадания молекулы в радиус чувствительности частицы (условно говоря, момент начала подготовки к усвоению этой порции информации);
  • промежуток времени необходимый на притягивание молекулы (собственно подготовка к усвоению этой информации).
То есть подобный управляющий импульс опосредованно влияет именно на общее время необходимое (в среднем) на усвоение одной (каждой) молекулы знаний. Но не на скорость самого учебного процесса.
Поскольку идея импульса подразумевает возвращение к исходным параметрам (классический пример — полупериод синусоиды), то фрагменты уплотнения и разрежения чередуются (или в обратном порядке). То есть теоретически можно подгадать момент, когда на коротком микро-отрезке для гарантированного усвоения надо либо:
  • снизить скорость обучения в целом (остудить, в понятиях термодинамики), что не всегда является хорошей идеей с точки зрения педагогики;
  • чередовать уплотнения/разряжения. Говоря простыми словами — за более сложным материалом должен следовать более простой.
Подводя микроитог, получим, что надёжнее всего чередовать блоки информации различной степени сложности. Только тогда идея импульса имеет право на жизнь в рамках этой модели.
Однако основная проблема заключается вовсе не в структуре импульса. Проблема возникает потом из-за того, что мы рассуждаем не в рамках «коротеньких» отрезков, откуда всё содержимое трубы магически переносится в начало следующего отрезка (в начало другой трубы). Модель строилась именно для моделирования достаточно протяжённого и непрерывного участка, на котором даже клапан означает лишь временное прерывание в поступательном движении.
То есть с физической точки зрения при отсутствии клапанов импульс продолжит путешествие до самого конца трубы, оказывая влияние на другие элементарные отрезки и может настигать учеников крайне неудачно, то есть замедлять там, где надо было ускорять. Более того, логика подразумевает выдачу разных импульсов с разной скоростью распространения, то есть где-то в «будущем» они наложатся, порождая плохо предсказуемые эффекты.
Классическая затухающая синусоида
Таким образом, чтобы посчитать эту идею полезной, надо подразумевать что интенсивность импульса уменьшается, и весьма быстро, чтобы это был механизм именно локальной коррекции.
Это требование на самом деле исполняется автоматически, так как на каждое изменение скоростей молекул «послойно» требуются затраты энергии, вложенные в импульс при его создании. Теория показывает, что энергия (полная механическая) прямо пропорциональна плотности среды (точнее массе включённых в импульс молекул) и площади фигуры под ним. Иными словами, для быстрого рассеивания импульс не должен быть слишком длительным и относительные изменения плотностей тоже должны быть как можно меньше.
Но если длительность импульса определяется объективным временем воздействия и не может быть меньшей чем необходимой, то единственным способом воздействия остаётся задание амплитуд $\Delta\rho$.
Причём импульс доходит до учеников не мгновенно, будучи испущен позади от текущего положения группы частиц–учеников. За время своего путешествия импульс (фактически фронт волны в общепринятой терминологии) будет двигать на своём пути и молекулы знаний, дополнительно растрачивая часть изначальной энергии. На самом деле этот эффект наблюдается и в педагогике, когда без практического опыта в этой методологии обучения учитель чаще всего ошибается в интенсивности методов воздействия в стиле: «слабовато что-то» когда ученики не отреагировали или «явно переборщил», когда они долго не могут успокоиться; по ним словно бежит эта затухающая волна. Не говоря уже о своевременности, когда "слишком заранее" начатое воздействие естественным образом ослабнет и ученики отреагируют "очень приблизительно".
Подводя краткий итог, механизм корректирующих импульсов существует в педагогической практике и принципиально реализуем механизмами модели. И если с согласованием длительности и общей формы импульса особых трудностей не предвидится, то работа с амплитудами уже зависит от характеристик среды (относительный характер изменений). То есть выбор изначальных $\Delta\rho$ и учёт фактических потерь за время «догоняния» проще промоделировать после согласования параметров среды с натурными данными. При этом необходимо чётко сопоставить размах изменения физических величин с интенсивностями реальных педагогических механизмов воздействия. Если сопоставление невозможно, то механизм, обсуждаемый в этом разделе, останется интересной возможностью, не более того.

Впрыск новых знаний

Но самое важное в проведённом анализе это подсказка о том, что «впрыскивание» новых знаний не должно вызывать специальных воздействий. С формальной стороны добавление в пределах небольшого объёма новых объектов обладающих массой даст Δρ>0, но из-за принципиальной непрерывности процесса обучения этот прирост не импульсный, а постоянный. Поэтому требование минимального вмешательства говорит не об изменениях плотности (в этом-то как раз и цель), а о необходимости впрыскивать эти молекулы именно с той типичной скоростью, которую имеют частицы ученики данного интервала (слоя) мотивации.
Для целостности функционирования модели молекулы добавляемых знаний не должны ни отставать, ни существенно опережать частицы в данном слое. Только при выполнении этого условия имеют смысл комментарии и своевременности подачи информации и прогнозируемом времени на её «захват» и усвоение.
При ламинарном течении мы используем параболический закон распределения скоростей, поэтому вычисление "желательных" скоростей не проблема, причём для "стабильных" участков всё можно запланировать заранее (учебные планы, методические планы). И только в турбулентном потоке придётся применять численный подход, вычислив среднюю скорость (математическое ожидание) всех частиц–учеников и именна эта величина будет взята как скорость впрыска молекул–знаний по всему сечению, то есть равномерно.
Но та же турбулентность подсказывает, что параболическое распределение — это важная подсказка при отсутствии регулярных вмешательств, которые способны добавлять или убавлять количество энергии как послойно, так и во всём срезе. Из-за этого идеализированное параболическое распределение будет нарушено и определить скорость слоя можно только по скорости частиц, находящихся в нём. Если таковые есть, то скорость впрыска должна соответствовать среднему их скоростей. А если нет (в педагогических реалиях такое возможно если работать с большим количеством подуровней мотивации), то будем использовать параболическое распределение.

Комментарии