Это точно факт?
Частенько в дискуссиях можно услышать: "Это факт!". С соответствующей интонацией, мимикой и даже телодвижениями. Иной раз и пламя изо рта пририсовать можно. Вот только насколько такому заявлению можно верить?
Прекрасный исторический пример: фактов вроде полно, но можно ли им верить? (Слева в углу - Григорий Распутин) |
И дело не только в вере. В педагогике важнее смысловое наполнение. И опять не просто оно (есть для говорящего/пишущего), а гарантия что его правильно поймут слушатели/читатели. В результате типичный современный ученик, который не будет уточнять значения слов если считает их понятными для себя страдает вдвойне: 1) он не знаком с современной трактовкой и 2) потерял возможность выполнить задание по поиску, анализу и компиляции собранной информации. Моя жалоба: почему-то подобные задания считаются слишком простыми и поэтому – бессмысленными. Хотя именно они являются основой обучения информационному поиску, анализу и обработки информации.
Определение и современная трактовка термина факт
Понятие факта мы, современные люди используем широко и постоянно. Начиная с повседневного общения и кончая наукой. Причём рассматриваем его как нечто нейтральное, но больше склоняемся к естественно-научному. По-житейски понимая факт как действительное событие, явление; то, что произошло на самом деле. При этом не думая о том, что это слово пришло из латинского языка – factum, и в древних письменных источниках чаще всего употреблялось в трактатах о государстве и юриспруденции, то есть в гуманитарных науках.
В современное время широкое использование слова факт возникло в языках латинской группы в начале 19-го века, но опять в юридических публикациях. Оттуда постепенно вошло в другие европейские языки до середины 19-го века, но тоже поначалу использовалось в гуманитарных и общих текстах книг и газет. И лишь потом постепенно стало общеупотребительным как в науке, так и жизни вообще.
Тем не менее простая трактовка слова факт ассоциируется с чем-то однозначным и жёстко определённым, хотя жизнь и научное познание нам неоднократно показывали, что многое относительно. Или другой, куда более грустный пример: большинство людей не подвергают сомнению тот факт, что человеческая жизнь бесценна, особенно когда это относится к себе любимому. Но в ситуации с террористом и ребёнком заложником, что лучше, убить ребёнка и террориста сейчас, сразу гарантированно предотвратив возможные атаки и ожидаемые потери от них? Или спасти одного ребёнка сейчас с шансом что террорист сможет скрыться, и - риском смерти куда большего количества людей потом. Но ведь это только возможность, правда?
Так что факт – фактом, а его понимание и трактовка относительны. Это противоречие было замечено, и подвергнутое осмыслению и анализу привело к созданию определения факта как
- синоним понятий «истина», «событие», «результат»; нечто реальное в противоположность вымышленному;
- конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего;
- данное, являющееся материалом для какого-нибудь заключения, вывода или служащее проверкой предположения, теории. Изложив факты, автор переходит к их толкованию;
- в философии науки — особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание.
Как форма эмпирического знания факты противопоставляется теории или гипотезе. Нет никаких «голых», самих по себе существующих фактов, которые нужно только «открыть». Факт создается в процессе познавательной деятельности и именно теоретические представления задают концептуальную основу формирования факта: выделяют изучаемый аспект реальности, задают язык, служащий для описания фактов, детерминируют средства и методы экспериментального исследования. С другой стороны, полученные в результате эксперимента или наблюдения факты зависят от свойств изучаемой реальности и от используемой экспериментальной техники, поэтому они относительно независимы от данной теории.
Для нас особо важны следующие моменты: факты сами по себе не существуют; являются результатом (пусть и неявной) эмпирической деятельности и зависят от используемой техники; формулируются средствами некоего языка; только относительно независимы от теории хотя и используются для её толкования.
Учитель сам должен осознать эти особенности, меньше полагаясь на преподносимые ему факты, и научить принципу «разумной осторожности» по отношению к фактам своих учеников.
Комментарии
Отправить комментарий