Модель обучения. Простые улучшения #5: Теплее... Холоднее...

А если дать осмысленное наукообразное именование, лучше всего подойдёт что-то типа Нюансы температурного контроля. Дополнительным аспектом к пониманию того, что задание температуры как управляющего фактора частично связанного с вызовом/охлаждением интереса и не является идеально точным, состоит в изначально стохастическом характере процессов лежащих в основе термодинамики.
Детальный (достаточно) температурный контроль возможен. Здесь эта идея не обсуждается, но более-менее детальные температурные срезы будут точнее и доступнее (по реализуемости как с физической, так и педагогической стороны). Следует только помнить, что не вся энергия уходит в кинетическую (скорость частиц). Да и температуры (из-за движения потока) "не мгновенные" ни в каком из смыслов, а локально усреднённые по микрообъёмам.

Законы термодинамики которые мы изучаем в школе, показывают характер усреднённых взаимодействий одноатомного идеального газа. Позднее часть из них изучают подробнее, например через призму броуновского движения молекул и при достаточно общих и реалистичных предположениях. Они как раз и дают знакомые нам по школе формулы. Но именно это является важной подсказкой о том, что тепла может быть передано чуть больше или чуть меньше предполагаемого количества. Поэтому для предварительного анализа стоит ориентироваться не на точные значения, а на качественные реакции на лёгкую нехватку и небольшой избыток энергии.
Если настаивать на использовании однозначной аналитической формулы, энергетическая вариабельность преобразуется в соответствующий разброс температур. На самом деле это не только нестрашно, но и логически верно, так как «идеальное дозирование усилий» со стороны учителя недостижимо, особенно если помимо планируемого воздействия нельзя исключить внешние факторы, влияющие на самого учителя. Если ориентироваться на типичное в физике нормальное распределение случайных величин, то задание температуры T означает её выбор именно в качестве среднего значения, или точнее, математического ожидания. А вот выбор дисперсии (ширины разброса) уже является проблемой и задачей дополнительного исследования.
Ожидаемо, что величина дисперсии будет легче определяться если обосновать чёткую педагогическую или психологическую интерпретацию «внешней» температуры. Она может быть как положительной (добавляем энергию), так и отрицательной (отбираем энергию), если говорить о физической шкале типа градусов Цельсия.
Наиболее известные температурные шкалы
С другой стороны, как термодинамическая величина она измеряется в градусах Кельвина от абсолютного нуля, и это подсказывает что задание положения относительного/условного нуля для привязки к конкретному педагогическому процессу является дополнительным вопросом и ещё одним калибровочным параметром; есть серьёзные подозрения что положение условного нуля зависит не просто от методики преподавания и среды, но и от личных способностей и настроя конкретного учителя.
Другим моментом на последующее осмысление является концепция энтропии как обобщённой характеристике состояния системы. Родившись именно в термодинамике это понятие естественным образом связано с математической статистикой, откуда перешло в теорию динамических и информационных систем. Так что можно считать это прямым указанием на одно из направлений дополнительного исследования предлагаемой модели.

Комментарии