Кто-то подумает что автор (Я) выпендривается, предлагая громкие названия. Просто этим товарищам повезло и они не бывали на некоторых форумах и в блогах. Тот кто думает что основной срач и троллинг стоит у политиков, социологов и бьюти-блоггеров - то они сильно-сильно ошибаются. Загляните к историкам, литераторам и ценителям качественного звука...
Музыку любил и люблю. В семье и даже среди дальней родни не знаю никого у кого проблемы со слухом. Жанровые предпочтения есть, но воевать из-за них и запрещать слушать в своём присутствии не буду. Классика/опера/балет в живую в залах с хорошей акустикой – предостаточно и не засыпая. Так что с естественным звучанием натуральных инструментов знаком. Плохой и халтурный вокал и/или инструментовка способна разбудить среди ночи. Временами была возможность слушать качественные источники, аппаратуру и колонки (в основном). Но жизнь сложилась так что крупную акустику и ставить некуда, и слушать особенно некогда. Да и жаба душит. Наушники люблю, но возможность выбора появилась не так давно, так как что-то могу взять и на интерес, но мало-мальски дорогую покупку обдумываю, так начиная с некоторого момента по +0.01 двигаться не хочется, хоть по +0.5 добавлять, если можно, так сказать.
Ну а поскольку образование, профессия и опыт позволяет сразу отрешиться от понтов и за вещью/явлением искать составляющие и разбираться в них прежде чем поделиться мнением или, того хуже, вынести вердикт… Поэкспериментировать, посравнивать, однако. В коллекцию включать самые разные вещи как по классу, качеству так и «возрасту». А также прекрасно понимать наличие «толстого» фактора субъективного восприятия и при этом радоваться, что целый ряд важнейших характеристик измеряется инструментально и существуют признанные исследования о психофизическом восприятии звуковых волн и нашим ухом, и мозгом.
Поэтому если в повествовании я буду говорить, что нечто — так себе, то это не оттого что меня обидели в детстве или встал не с той ноги. Для этого заявления есть основания. И если Вы не согласны, то это ваши проблемы. От объективных в виде плохой звуковой аппаратуры то ангажированности или упёртости. Если Вас пока читают/слушают, то что же — продолжайте очаровывать дурачков. Кто поумнее, всегда может мои слова проверить. Жалко если он до этого потратит кучу денег и нервов на ерунду. Но жальче всего слепая вера в слова работающих со звуком профессионально. Наличие слуха и опыта увы не значит, что в качестве основания для сравнения человек использует правильные ориентиры и критерии. Слишком многие критерием истины считают слова: «всегда так делал» или их вариации.
Но хуже всего вовсе не гуру, и даже не фальшивые. Главным нашим врагом являются привычки. Если Вы всю жизнь слушали музыку на устройствах с определённым акустическим профилем, то именно его Вы и будете воспринимать за эталон. Различия по отношению к нему Вы услышите, но вот как они соотносятся с «правильным» звучанием — и не скажешь, не зная Ваш субъективный эталон.
Да и приятное звучание отнюдь не синоним правильного, так что деление любой акустики на профессиональную и любительскую это не обман и надувательство. Правильный звук и не должен быть «приятным». Он нам нужен для поиска огрехов, а для этого на красоту отвлекаться вредно, ибо в конце концов не устоишь и начнёшь мерить по приукрашенному эталону. Это как выкройка хорошего костюма. Её подгонишь по фигуре и результат всем нравится. А плохой фасон уродует любого. Нехорошо, когда под видом профессионального впаривают нечто, рядом и не бывавшее.
Короче, ближе к телу. В смысле потихоньку будем разбираться что к чему.
Человеческий слух
Прежде чем говорить о том, какие колонки или наушники (в нашем случае) лучше, для начала придётся разобраться с тем что и как мы слышим.Строение человеческого уха |
В нашем случае не важно в каких единицах мы будем измерять характеристики, но одними из общепринятых единиц измерения является частота колебаний в Герцах (Гц, Hz) и амплитуда или сила сигнала, выраженная в децибелах (dB). Популярность последней определяется её логарифмическим определением, ведь диапазон чувствительности как человеческого уха, так и технических средств различается не в разы, а зачастую разнится в тысячи или десятки тысяч раз.
С большими числами и неудобно работать и в нолике ошибиться легко. В этом ключе децибелы удобнее. В них чувствительность среднего человеческого уха определяют, как амплитудною вариацию (изменение интенсивности/громкости) от 0dB до 130dB в частотном диапазоне от 20Гц до 20000Гц. Естественно слово среднего здесь означает что это характеристика действительна для большинства людей, но есть и индивидуальные отличия.
Амплитуда
Проще всего с амплитудой. Большие её значения - это ОЧЕНЬ громко и в буквальном смысле может лишить Вас слуха. Очень тихие - формально различимы если говорить об устройстве нашего уха, но психосоматические параметры связки нервная система-мозг не позволяют воспринимать очень тихие звуки или различать толком частоты если звук таки нами слышим. Естественным образом чувствительность меняется с возрастом и более того, зависит от пола слушателя. Опять в среднем, то есть Вы можете оказаться счастливчиком, который при старении особо не пострадает, но для этого как минимум надо воздержаться от прослушивания музыки на большой громкости.
Если обратиться к Википедии (статья про порог слышимости), то наш интерес должна привлечь диаграмма, которая описывает изменение чувствительности слуха в основном частотном диапазоне в зависимости от пола и возраста. Согласно ей, с возрастом женский слух сохраняется лучше, но нас интересует не этот забавный факт. Если попытаться обобщить, то разницу в 5dB мы слышим в молодости, лет эдак до 30. Позже можно говорить о разнице в 10dB и даже куда как большей. Не знаю, как в среднем, но мне больше 40-ка лет, но разницу менее 5dB я до сих пор прекрасно слышу, не заостряя своё внимание на куда более широком частотном диапазоне, а разница типа и больше 10dB замечается без малейших усилий даже когда я сконцентрирован на чём-то другом, а звук идёт чисто фоном. Это замечание нам пригодиться позже, когда надо будет вернуться к амплитуде как реальной физической характеристике при субъективной оценке качества звучания.
Но до этого придётся рассмотреть ещё одну био-психофизическую характеристику, которая обуславливает это самое восприятие. В англоязычной литературе она называется equal-loudness contour (curve) или кривая равной громкости (КРГ) по-русски:
Единицы измерения в данном случае не важны, важен характер кривой в зависимости от частоты звука. Если описать этот график словами, он говорит насколько больше/меньше должно быть звуковое давление на определённых частотах чтобы мы воспринимали весь частотный диапазон одинаково хорошо.
- Первое очевидное замечание относится к восприятию низких частот, или басов: звуковоспроизводящий элемент должен давать тем больше звуковое давление, чем ниже частота. В противном случае это мешает детальному восприятию басов. В силу технических ограничений в наушниках такой резкий подъём давления обеспечить простыми средствами не получится, но стремиться к этому, и уж по крайней мере не терять быстро (а лучше терять за пределами слышимости) — более чем возможно. Однако так как у многих нет привычки к такому звучанию, то оно покажется Вам неправильным. Но повторюсь, что это вина неправильного личного эталона у Вас в голове и именно его надо исправлять.
- Второе замечание относится к нелинейности восприятия в наиболее чувствительном и информативном для нас диапазоне средних частот. Интенсивность нижнесредних (менее 2000Гц) и высоко-средних частот (более 5000Гц, примерно до 17500Гц) также должна быть выше. Где-то возможен спадом в уровне сигнала. Но обращу Ваше внимание на слове спад, а не провал. Далее мы многократно убедимся, как это важно, правильно охарактеризовать звучание. И тоже с прицелом в будущее отметим, что если в диапазоне от 1000Гц до 10000Гц производители хоть как-то справляются, но вот вне иной раз встречаются откровенные чудеса, а уж халтурят они по крайней мере через одного.
Особо подчеркну один факт: довести кривую АЧХ до более или менее идеального вида можно при помощи эквалайзера. Однако, чем больше огрехов, тем больше работы потребуется для подстройки. К тому же, если ориентироваться на типовой проигрыватель, то использовать он будет малое число каналов (делений на частотные поддиапазоны). Какой будет ширина охвата, каков вид кривой фильтрации – обычно эта информация не сообщается. И это относится как к программно-цифровым, так и аналоговым эквалайзерам. Поэтому если уж коррекцию делать, то на хорошем фундаменте, с мыслью в голове что и без этого наушники звучат хорошо. Доводя звучание до идеала, а не пытаясь превратить какашку в конфетку. А исходя из соображений что само слово качество означает близкое соответствие идеалу (особенно когда за это недёшево просят) — то идею использования эквалайзера можно допускать только в плане подстройки неким личным предпочтениям.
Самою большую проблему это вызовет позже, когда мы начнём разбираться с терминологией для описания звучания. Но два термина, пожалуй, стоит представить именно здесь. Равномерное или сбалансированное звучание на всём частотном диапазоне (см. далее) должно означать НЕ ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ ЛИНИЮ АЧХ, а траекторию максимально близкую именно к кривой равной громкости во всех её деталях. Технически грамотным читателям понятно, что обеспечить рост давления в +50dB, да даже и в половину меньше невозможно за разумные деньги. И справиться с этим может только внешняя многокомпонентная акустика со специальным (внешним или внутренним) усилительным трактом.
Повторюсь, что увы, достойную замену в габаритах наушников обеспечить просто невозможно и, если говорить только о низких частотах, резкое падение амплитуды должно случиться как можно левее, желательно за границей в 20Гц. Так что басовитость звучания — это не прихоть, так и должно быть. Если вы поёте басом или играете на контрабасе или бас гитаре, то музыкальное произведение должно восприниматься как сыгранное вживую. При этом кривая АЧХ должна соответствовать КРГ, а не задирать ВСЮ область низких частот левее некой магической цифры. Возможно ли это технически – вопрос другой и об этом детально будем говорить позднее, равно как и о «странностях» звучания отдельных моделей наушников в области верхнесредних частот, а не басов. Кроме того, экспериментальные или математически генерируемые кривые по стандарту ISO 226 (ГОСТ использует их-же) длительное время основывались на старых данных, соответствующих, скажем так, диапазону от 100Гц до 12500Гц. Разные техники экспериментирования, малый размер групп, странный подбор по возрасту…
Как математику, глядя только на величину разностей в данных на определённых частотах становится весело. Естественно используемые данные периодически уточняются, последний пересмотр стандарта был сделан в 2014 году. Исследователями были получены достоверные данные для низких частот и «проверены» данные до 16000Гц. Поэтому как экспериментально построенные кривые, так и их сгенерированные аналоги показывают точный характер кривой в пределах от 20Гц до 16000Гц. Вид кривой изменяется в зависимости от громкости (1 phon=1dB на частоте 1000Гц).
И это-же вид кривой подсказывает, что даже при зрительном сравнении необходимо ориентироваться на ряд опорных точек, например, взяв первую в районе 400-500Гц. Если взять как вторую и третью контрольные точки частоты в 2000Гц и 5500Гц, то уровень громкости на этих частотах должен совпадать. Эта тенденция нарушается на малой громкости и наоборот, при очень громком воспроизведении. На меньших частотах амплитуда должна только возрастать, а на промежутке от 6000Гц до 14500Гц (примерно) напоминать весьма высокую половинку синусоиды с последующим НАРАСТАНИЕМ звукового давления выше частоты 14500Гц. На средних частотах между 400Гц и 2000Гц должна быть невысокая пологая волна с нарастанием давления. Тогда как между 2000Гц и 5500Гц наоборот нужно практически синусоподобное падение интенсивности. С нарастанием громкости характер кривой не меняются, только несколько смещаются точные значения условных минимумов и максимумов амплитуд. При этом три характерные особенности: относительный максимум около 1000Гц и 8000Гц и локальный минимум в районе 4000Гц или чуть левее. Где-то между 12000Гц и 14000Гц тоже должен присутствовать локальный спад амплитуды, но его уровень должен быть выше уровня, зарегистрированного на 5500Гц примерно на 5dB.
Помните, что 80dB это уже ОЙ КАК ГРОМКО и нормальный человек в наушниках (особенно дома и с хорошей звукоизоляцией в конструкции наушников) выше 60dB ничего слушать не будет. Равно как и на очень маленькой громкости, когда уровень перепадов интенсивности воспроизводимого звука будет выводить результирующий уровень громкости ниже нижнего предела восприятия, то есть часть произведения будет буквально «пропадать» для слушателя.
Отметим, что определение КРГ согласно ISO226 вызывает много и совершенно обоснованной критики как в связи с появлением дополнительных исследований (новых и более точных экспериментальных данных), так и в связи с выбором математической формулы с её приближёнными коэффициентами. Последняя тема интересна мне в силу профессионального образования, но строить формулы по неточным данным смысла не имеет, поэтому посмотрим ещё раз на уточнённую КРГ, но в сравнении с другим популярным исследованием. Это исследование привносит небольшие изменения в характере восприятия низа средних и верха низких частот перенося локальный минимум близко к 1000Гц (немного ниже), а небольшой локальный максимум чуть более выражен и в зависимости от громкости сдвигается в сторону 1500Гц, но и здесь видно совпадение уровней громкости на частотах 2000Гц и в промежутке 5500—6000Гц, и кроме того наличие уже упомянутого минимума добавляет сюда равенство интенсивности на частоте 1000Гц. Что касается высоких частот то тут поэкспериментировал сам, убедившись, что между 12500Гц и 17500Гц опять небольшая впадина, а вот дальше снова начинается, и тоже достаточно резкое увеличение звукового давления.
Я не хочу слишком долго описывать эту зависимость, но рассматривая характер кривой уровня громкости (не слишком тихо и не слишком громко) для низких частот и чувствительность человеческого уха, прямую линию можно считать разумным компромиссом, но вот «задирать» её там не надо, особенно в середине, так как в этом диапазоне частот мы уровни изменения громкости различаем лучше и на подобную неестественность сразу обратим внимание. А вот чувствительность в высоких частотах ниже, особенно с возрастом, поэтому необходимость в «волне» на этих частотах для потребительских наушников не столь критична. Но уж никак не провал амплитуды ранее границы в 17000-18000Гц. Тем не менее редко кто из производителей не убивает высокие частоты, ведь их уровень должен быть не ниже уровня для 8000Гц, а то и 10000Гц, где должен наблюдаться рост амплитуды. И болтовня на форумах о «хороших» высоких оказывается именно болтовнёй, когда наушники в конце концов попадают на стенд. В качестве единственного сдвоенного примера возьмём очень недешёвую и весьма расхваленную модель Sennheiser HD800.
Их АЧХ (верхняя) сразу показывает, что свыше 8000Гц всё неправильно и единственным достоинством является отсутствие явного завала, но разницы в 15-30dB с необходимыми уровнями наушникам с такими претензиями прощать нельзя.
А в качестве оппонента возьмём очень дешёвые, но неплохие наушники Tascam TH-02.
Более естественная АЧХ (нижняя) вплоть до 10000Гц и проигрыш на более высоких частотах. Только вот Sennheiser более чем в 47!!! раз дороже. А добавив сюда необходимость в усилителе минимум за 200 долларов, разрыв в цене дорастает уже до 55 раз, а учитывая, что на вторые наушники ещё и без проблем найди скидки, то разница переваливает за 75 раз. Разница в звучании естественно есть. Гораздо большая детальность, чувствительность, большая стереобаза и ещё куча нюансов доступная на усилителе от 1000 долларов и Hi-Res аудио композициях. Но нужно ли это Вам, вот в чём вопрос?
Я не хочу слишком долго описывать эту зависимость, но рассматривая характер кривой уровня громкости (не слишком тихо и не слишком громко) для низких частот и чувствительность человеческого уха, прямую линию можно считать разумным компромиссом, но вот «задирать» её там не надо, особенно в середине, так как в этом диапазоне частот мы уровни изменения громкости различаем лучше и на подобную неестественность сразу обратим внимание. А вот чувствительность в высоких частотах ниже, особенно с возрастом, поэтому необходимость в «волне» на этих частотах для потребительских наушников не столь критична. Но уж никак не провал амплитуды ранее границы в 17000-18000Гц. Тем не менее редко кто из производителей не убивает высокие частоты, ведь их уровень должен быть не ниже уровня для 8000Гц, а то и 10000Гц, где должен наблюдаться рост амплитуды. И болтовня на форумах о «хороших» высоких оказывается именно болтовнёй, когда наушники в конце концов попадают на стенд. В качестве единственного сдвоенного примера возьмём очень недешёвую и весьма расхваленную модель Sennheiser HD800.
Их АЧХ (верхняя) сразу показывает, что свыше 8000Гц всё неправильно и единственным достоинством является отсутствие явного завала, но разницы в 15-30dB с необходимыми уровнями наушникам с такими претензиями прощать нельзя.
А в качестве оппонента возьмём очень дешёвые, но неплохие наушники Tascam TH-02.
Более естественная АЧХ (нижняя) вплоть до 10000Гц и проигрыш на более высоких частотах. Только вот Sennheiser более чем в 47!!! раз дороже. А добавив сюда необходимость в усилителе минимум за 200 долларов, разрыв в цене дорастает уже до 55 раз, а учитывая, что на вторые наушники ещё и без проблем найди скидки, то разница переваливает за 75 раз. Разница в звучании естественно есть. Гораздо большая детальность, чувствительность, большая стереобаза и ещё куча нюансов доступная на усилителе от 1000 долларов и Hi-Res аудио композициях. Но нужно ли это Вам, вот в чём вопрос?
Комментарии
Отправить комментарий