СЛУШАЯ музыку: четвёртая, где обычно кровь течёт рекой

Элементы наезда и достаточно долгое философское микровступление предыдущих постов не содержало ложной информации, но даже там исхитряются цапаться. А вот теперь мой взгляд на очень деликатную тему которую пора рассмотреть, но рассмотреть сугубо научно.

Прогрев (warming) 

Явление, которое вызвало и продолжает вызывать баталии среди мало-мальски продвинутых любителей музыки, но лично для меня, как человека с классическим образованием и умением работать собственными руками - абсолютно понятное и не вызывающее сомнение в своём существовании, потому что это законы физики и местами их дьявольское воплощение — сопромат.И в самом деле, всё ПРЕДЕЛЬНО просто. Для создания звуковой волны драйв должен двигаться для приведения в движение воздуха. 
Так как физически он сделан из некоторого материала, то механическая способность совершать эти движения зависят как от материала, так и привода, вызывающего эти движения. О приводе говорить не будем пока вообще, за исключением классического варианта, но любой из нас державший в руках материалы типа бумаги, ткани, металлической пластины (даже тот самый технический кретин) на собственном опыте знает, что они сохраняют форму в различной степени и некоторые при долгом пользовании меняют форму гораздо легче. Легко представить, что жёсткий и малоподвижный материал в начале будет порождать звуковые колебания далёкие от необходимых (и по частоте, и по амплитуде) и не с той скоростью. Это вызовет наложение колебаний и толчок воздуха будет произведён представляя собой нечто усреднённое, уничтожая само понятие детальности звучания. И только после определённого периода использования материал станет более пластичным и подвижным, порождая не просто абстрактно-похожие звуковые колебания, но и собственно наложение звуковых колебаний строго нужных частот с нужной быстротой и интенсивностью.
Поэтому явление прогрева реально существует, но заметно не для всех материалов, вернее даже сказать варьируется длительность периода необходимого для прихода в нужное состояние. С житейской точки зрения идеально иметь наушники, которые «из коробки» будут звучать так, как было задумано. А вот если свойства материала на самом деле будут фактически неизменны в течении многих тысяч часов звучания, то изменение звучание от "прогрева" будет ТОЛЬКО эффектом самовнушения.
Мой собственный опыт для нескольких наушников подтверждает, как наличие эффекта прогрева (20 — 50+ часов на «приработку»), так и способность некоторых наушников играть как нужно сразу или величину изменений просто было не расслышать. Там, где прогрев требовался, степень изменений была от небольшой, но чётко слышимой с улучшениями в детальности звучания и правильной проработки музыки (в основном быстрой или со сложными басовыми партиям) - точнее «проявления» частей частотного диапазона, когда становятся наконец слышны высокие частоты (в первую очередь) а басы становятся более плотными и менее гулкими.
Кому-то, особенно с примитивным звуковым трактом и единственной парой примитивных наушников это покажется полной дурью. Но лично я на текущий момент имею несколько наушников, которые сменили свой звуковой (акустический) почерк очень сильно, причём им потребовалось от 3-5 часов до 50+. В одном случае от крайне неприятного звука (выражаясь вежливо), до приемлемого и соответствующего описаниям в обзорах других пользователей. Но для прогрева нужен и хороший звуковой тракт, и проигрывание должно идти достаточно громко, на самых разных треках различного темпа и разрешения. Только такой «разогрев»/проработка выявит акустический почерк наушников. Если шиковать нечем, то пусть хоть громко играют от того что есть. Правда есть риск что использование плохонького усилителя не выявит полноты изменений быстро, и звучание продолжит улучшаться и далее, но очень незаметно и постоянный слушатель про них скажет, что «вроде со временем стали играть ещё лучше».
Правда дальше на основе одного примера из материаловедения увидим, что изменения могут быть и к худшему. Но даже ненаучно. Не раз встречал упоминание что бас стал более плотным и чётким, а вот верхние частоты наоборот стали глуше. Так что прогрев как физическое явление существует, невзирая на то, признаёт его кто-то или нет. Но вот улучшит ли он звучание или результат будет неоднозначным — «общественность» регистрировала разные варианты развития событий.
Причём прогрев лучше делать, оставив наушники играть непрерывно пару дней, и не стараться регистрировать динамику изменений постоянно. Вас интересует только конечный результат, остальное – от лукавого. В силу этого я не буду спорить с утверждениями других людей о необходимом времени прогрева в 100 - 400 часов для других моделей и марок. У меня таких наушников пока не было. Хотя если материал мембраны очень жёсткий изначально, то акустический почерк может заметно измениться как раз после сотен часов прослушивания. Но для чистоты эксперимента при таком исследовании контрольные прослушивания надо устраивать каждые 100 часов, не чаще. Моей коллекции (повторюсь) пока хватало 50 с каплей часов прогрева. Для этих наушников возможны и дальнейшие улучшения, но я просто не хочу тратить время и пытаться отловить эти изменения на грани самообмана/самовнушения. Поэтому для себя я определил эмпирическое правило на будущее: Прослушивание тестовых треков «из коробки», а потом гонять наушники минимум сутки. Если пока ещё остаются явные нарекания к звучанию – продолжать «греть» ещё сутки-полтора, что и даёт в сумме упомянутые выше 50+ часов.
Поговорив о самом простом факторе, подтверждающем прогрев как физическое явление, подчеркнём, что есть и другие физические характеристики, РЕАЛЬНО изменяющиеся в процессе «прогрева» (согласно физических законов, а не глюки обкурившихся гуманитариев). Упомяну я правда только один, уповая что хоть кто-то не спал на этих уроках физики в школе. И относится этот процесс уже не к материалу мембраны, а к магниту как таковому. Магнит как "железка" это на самом деле это огромное множество больших и маленьких отдельных намагниченных областей, называемых магнитными доменами. Собственно наложение магнитных полей создаваемых каждым из них и даёт то результирующее магнитное поле, которым мы пользуемся. А вот факт известный уже только учившимся хорошо: хоть магнит в нашем представлении это что-то полностью неподвижное внутри, монолитное (железка ведь!), однако под действием внешнего магнитного поля в нём происходят три вещи:
  1. Постепенная переориентация доменов, приводящая к усилению результирующего магнитного поля как наложение магнитных полей доменов;
  2. "Подзарядка" доменов или увеличение намагниченности каждого из них, то есть со временем результирующее магнитное поле усилится. Чем массивней магнит и качественней изначально магнитный сплав, тем слабее этот прирост и заметен только при инструментальных измерениях.
  3. Одновременно известно и обратное: эффект временной деградации и соответственно восстановления магнитных материалов существует и известен давным-давно.

Поведение магнитов из сплавов: Редкоземельный металл-Переходный металл-атом Бора
Величина этого эффекта мала и в практическом смысле в первую очередь рост намагниченности означает увеличение громкости проигрывания при том же уровне сигнала от усилителя (никак не сказывается на качестве звучания). Однако во вторую – повышение детальности звучания, особенно для мембран больших линейных размеров (а вот это улучшение на слух заметят многие). Однако при "свежих" наушниках, произведённых соответственно с использованием "свежих" и качественных магнитных сплавов – прирост может оказаться даже за пределами инструментальных измерений, что уж говорить о восприятии на слух.
Современные магниты состоят обычно из сплава неодима, бора и железа. Такие магниты – самые сильные из имеющихся, и они сохраняют свои свойства годами (потеря намагниченности за 10 лет не превышает 2%). Однако для винтажных наушников (старые магнитные материалы) лежавших годы без использования и особенно при низких/высоких температурах — потеря намагниченности будет куда выше и им заново потребуется подмагничивание. Следовательно, изменения в динамике и точности воспроизведения заметить можно. Правда «восстановленный» акустический почерк и почерк «нормального» экземпляра могут не совпадать.
Тем не менее недостаточная намагниченность может встретиться и в современных дешёвых драйвах, так что сотни часов прогрева звучание улучшить может, но опять-таки это станет заметно при больших линейных размерах мембраны и, если она очень жёсткая изначально; тогда слабая намагниченность не даст активно «разработать» этот материал сразу. Конечный эффект от прогрева тут будет, но со столь медленными изменениями и незначительной разницей в конце, что меломану такой продукт не интересен.
Подводя логический итог, хочется привести перевод одной фразы, многократно встреченной на англоязычных ресурсах: «эффект прогрева научно не доказан и на моих XYZ наушниках я его не встретил, поэтому в него не верю…» Фраза, вызывающая глубокую грусть, ибо иллюстрирует полную неграмотность говорящего/пишущего в естественных науках и что ещё хуже – неспособность сделать какие-то выводы из собственного практического опыта, взяв хоть бумажку пожёстче и помяв её подольше!
Попу можно и листом лопуха подтереть, но вот сделать из него излучатель динамика?
На самом деле к физике процесса звукоизвлечения мы ещё вернёмся не раз и забираясь поглубже, но каждый раз с чёткой целью.

Комментарии