Матмоделирование процесса обучения Vol 05 Где и как перемещаются частицы?

Продолжу рассуждения, полагая что представлять процесс обучения как нечто, происходящее внутри потока согласятся многие. То есть вопрос не внутри чего (набор движущихся молекул и частиц, "растворённых" среди них), а именно где внутри потока находятся частицы-ученики и как в принципе перемещаются эти идеализированные объекты.
В физической химии нюансов множество. Меня, к счастью, они не волнуют
Временно обратимся к анализу явлений. В первую очередь обращу ваше внимание не на сам абстрактный поток/течение, а на те результаты, которые он вызывает, перемещая (фактически заставляя двигаться) молекулы жидкости вдоль некоторой траектории: абстрактная жидкость как смесь молекул знаний и частиц учеников течёт внутри/по некоторой форме с границами/стенками. Форма может быть как руслом реки (полуоткрытая), так и трубой (закрытая).
В жизни - как-то так. Ну а я о сути форм
По отношению к стенкам нам интересны их условная проницаемость и твёрдость. Первая, например, связана с движением изнутри–наружу, можно сказать утечка знаний и умов; вещь крайне нежелательная, но существующая в реальном мире. Во-вторых, можно представить, что мы работаем с «дышащим» материалом, то есть некоторый «вещества» могут «просачиваться извне», примешиваясь к нашей жидкости.
Вспомните про слухи - ведь просачиваются, что ни делай!
Ситуация аналогична типовым биологическим процессам, только и здесь надо помнить не только о полезных и жизненно важных вещах типа насыщения кислородом и питательными веществами, но и о смертельных — насыщение углекислым газом или вообще ядом. Если же представлять себе течение реки, то поверхность нашей абстрактной жидкости соприкасается с «воздухом» и молекулы этого газа (некая информация, формально вообще любая) естественным образом диффундирует (вмешивается в) жидкость, порождая две возможности:
  1. Для русла или дышащих стен мы фактически допускаем попадание дополнительной информации извне как естественной части обучения, или, другими словами — этот эффект присутствует всегда;
  2. В трубах со станками из плотных материалов получим эффект идеализированной среды обучения, в значительной степени изолированной от внешних информационных «вливаний».
В рамках вышеупомянутого, реальность работы учителей всегда связана с диффузией информации извне. Они либо способствуют этому, либо противодействуют. Интенсивность «просачивания» и возможность её контролировать широко варьируется, поэтому в общем случае будем просто считать, что поступающая информация может быть как полезной, так и вредной. Для нас пока важно то, что происходит это посредством одного и того же «механизма» и его проявления похожи и с точки зрения гидродинамики и педагогики, причём эти аналогии понятны и их легко заметить.
Касательно твёрдости/износостойкости стенок аналогии тоже понятны, причём наиболее важно не допустить появления трещин и утечек из трубы. Некоторые соображения о том, что может вызвать повреждение стенок (кроме качества материала) имеются и в физике, и в педагогике. Однако к этому вопросу я вернусь естественным путём несколько позднее; хотя, упрощая, твёрдость стенок связана с соблюдением различных правил, методик, корректностью выставления оценок и следования учебным планам. Мер предотвращения, короче. Следовательно, появление утечек скорее всего будет результатом сразу нескольких нарушений. Либо много мелких и частых (постепенный износ), либо одно–два, но сильно (авария).
Помимо очевидной функции стенок как границ потока возникает три дополнительных вопроса:
У нас вовсе не дымовая труба, но намекает на изменчивость и разброд/шатания
  1. Конкретное положение элементов внутри потока (расстояние от стен). Имеет ли оно особое значение?
  2. Учитывать или нет столкновения частиц (учеников, важнее всего) и молекул (единиц знаний, потенциально интересно)? Если учитывать, то значит надо и учитывать их взаимные столкновения (по крайней мере учеников — точно). В последнем случае частицы могут как отталкиваться, так и сближаться, возможно образуя группы. Помимо этого, придётся вспомнить что поток подразумевает наличие двух типов частиц и возникают дополнительные вопросы:
    а) Могут ли склеиваться сами по себе (между собой) молекулы–знания?
    б) При соударении частицы (ученика) и молекулы (знания) подразумевается поглощение последней (собственно это и есть цель обучения), но она может и пройти насквозь если попадёт в сквозное отверстие (недостаток определённых знаний у этого конкретного студента) или оказаться недостаточно клейкой (по причине самых разных ошибок преподавания, особенно способов подачи материала).
    в) Образование групп учеников (сильное сближение частиц) явление обычное, но учителя прекрасно знают, что образование группы ещё не гарантирует помощи в изучении предмета со стороны других её членов. Зачастую наоборот, товарищи по группе мешают учиться. Как это отразить в результирующей скорости?
    Как интерпретировать эти ситуации, преобразуя и привязывая их к уже известным физическим явлениям и законам?
  3. Когда посторонние молекулы (информация, данные) растворяются в жидкости, поначалу они находятся рядом со стенами или в приповерхностном слое реки. И только потом, постепенно будут сдвигаться внутрь к центру трубы или в глубину реки ко дну. В таком случае их первыми «жертвами» будут частицы–ученики находящиеся рядом со стенками (у поверхности реки).
Эти три вопроса придётся рассматривать в связке, чтобы выработать непротиворечивую педагогическую интерпретацию и уже потом постараться связать с известными физическими эффектами/законами.

Комментарии