Матмоделирование процесса обучения Vol 17 Химичим?

Если вернуться немного назад к разговору о составе жидкости, то для усвоения знаний необходимо не просто подавать «нужные кирпичики» (молекулы) знаний вовремя, но и учитывать имеющиеся между ними связи (они почти всегда есть). Можно считать, что наличие таких связей объясняет по крайней мере одну причину, почему наша абстрактная жидкость обладает вязкостью.
Чтобы не нарушать логику взаимодействия с частицами–учениками и способность придать им движущий импульс, эти молекулы не должны быть очень маленькими и тем более нельзя требовать их дальнейшего измельчения на совсем крошечные (элементарные). Молекула знаний должна обладать достаточным размером и массой. В педагогическом плане это означает, что давать чересчур специфичную или упрощённую информацию как раз и соответствует насыщению жидкости мелкими и лёгкими молекулами. Это вредно на начальных и в начале средних этапов обучения, так как хоть частицы и будут ещё достаточно лёгкими (пока мало знаний), но они будут и сильно «дырявыми». Если подходить к вопросу с физической точки зрения, лёгкая молекула не обладает существенным импульсом и не сможет добавить заметного количества энергии ни для движения (кинетическая энергия), ни для перестроения (внутренние затраты). Ну а про «дырявость» частиц в связке с маленьким внешним размером молекул тоже особо говорить не надо. Поэтому,
  • сразу прямо после «застревания» большого блока информации (крупная молекула) она фактически заткнула одно или несколько сквозных отверстий, прилипнув к балкам каркаса или «застряв между» них. И пока она не «растворилась» или размягчилась (не забываем о постепенном забывании оперативной информации), усилий по её закреплению требуется меньше, то есть требуется сопроводить основной информационный блок молекулами с задачами и/или описанием практических навыков, соответствующих основному содержанию. Можно сказать, что мы консолидируем различную взаимосвязанную информацию.
  • клейкость молекул–знаний сама по себе как бы неотъемлемое свойство. В педагогике достигается выбором способа подачи материалов и немедленной демонстрацией что и как делать, для чего ещё она может пригодиться (очевидная полезность). Многие техники и способы присутственного и дистанционного обучения концентрируются именно на этом аспекте передачи знаний, причём использование офисной и компьютерной техники в обучении полностью оправдано.
Вместе со всем сказанным ранее становится ясно что гидравлика, а точнее — гидродинамика обладает многими чертами и характеристиками похожими на педагогические проявления: от внутренней мотивации ученика до процесса обучения в целом.
Да, [пока] остаётся неясным как именно и какие внешние воздействия могут эффективно менять уровень собственной мотивации ученика. Из очевидного в физическом плане можно подумать о двух основных способах воздействия: а) нагревание–охлаждение, то есть оперирование понятиями и законами термодинамики в приложении к жидкости и б) электромагнитные воздействия, подразумевая что частицы и молекулы обладают как минимум электрическим зарядом, а скорее всего и другими чисто магнитными свойствами.

Комментарии