Теория Vol 2: Хаос и Синергетика

Одним из реальных факторов противодействия на пути исследований с новым взглядом на вещи является как раз закостенелый взгляд на них. К счастью, не всегда он является отсутствием способности думать. Но вот отсутствие широты взглядов всегда наносит вред при проведении исследований, даже сугубо практических. Чаще всего виной один из двух, а иногда и оба фактора:
  • однобокое понимание понятия, которое в житейском контексте всегда ассоциируется с вредным или просто нежелательным;
  • повторное «изобретение колеса», особенно в области методологии и концептуальных идей.
Поскольку рассуждения о конкретных недостатках и ошибках, или хуже того — явной безграмотности отдельных авторов, рецензентов и редакторов вызовет много негатива и отторжение у читателей заинтересованных просто в получении новых идей и знаний, ограничусь рассмотрением некоторых понятий и идей, которые обычно воспринимают или как глубоко философские, то есть как сугубо теоретические и не имеющие ключевого влияния на практические исследования, или наоборот, техническими или практико-естественными, не связанными с гуманитарными областями.
Поэтому хочется предложить своего рода краткое введение в синергетику, или вернее — синергетическое воззрение посредством понятия, которое редко связывают с созиданием кроме как в философии. А именно — мы хотим начать с понятия хаос.

Беспорядок и Хаос

Для понятия хаос существуют как чисто философско-познавательные трактовки, так и научно-практические. Не разбираясь детально с первыми, особенно избегая историю философии, упомянем что его использование связано с древними греками, у которых
Символ хаоса. Подвеска, ручная работа. В стиле Warhammer 40K. Русский мастер
В древности встречается и немного другая трактовка хаоса как неупорядоченного первоначального вещества, из которого случайно или под воздействием неких противоборствующих или упорядочивающих сил сложился мир. В ней не идёт речь именно о Творце как образующем основании. Игнорируя многочисленные космогонические и религиозные диспуты, приходим к тому, что в Новое время естественные науки отказались признавать хаос в качестве изначальной силы мира. Однако во всех трактовках: и философских, и научных — хаосу противостоит порядок.
Вообще, чаще хаосом называют исходное состояние чего-либо, хотя с таким же успехом хаос может характеризировать и конечное состояние. Кто сказал, что за порядком всегда должно оставаться последнее слово?
Житейская трактовка хаоса значительно проще: полный беспорядок и неразбериха как состояние в произвольный момент времени. То есть просто упоминание слова хаос без принудительной привязки ко времени относится к текущему моменту.
Но самой большой проблемой является не само понятие хаоса, или философские и космогонические баталии по его поводу, а использование синонимов этого слова, особенно общеупотребительного житейского — беспорядок. Забегая чуть вперёд скажем, что разница между ними на самом деле принципиальна, поэтому в исследовательских работах нужно чётко понимать, с чем мы имеем речь: с хаосом или беспорядком.
Чтобы наглядно понять, что такое беспорядок, проведите реальный или умозрительный опыт:
Да, самые банальные мелкие камушки
Бросьте на землю горсть совершенно одинаковых камешков. Повторите эксперимент несколько раз. Для каждого отдельного броска они будут падать как попало, производя впечатление беспорядка. С точки зрения статистики нескольких бросков окажется, что они по крайней мере всегда падают внутри некоторой ограниченной области. Но впечатление порядка возникло бы только если камешки неожиданно сложились в легко узнаваемую фигуру. Однако для самих камешков как в первом, так и во втором случае в форме их расположения на земле нет ни порядка, ни беспорядка.
Из этого нетрудно вывести что же мы понимаем на самом деле под словом беспорядок: это не распознанный (не узнанный) порядок. И даже хуже — в зависимости от опыта, знаний и даже воображения беспорядок для одного человека не означает неузнаваемость для другого. Отсюда следует, что порядок — это такой беспорядок, который легко может вообразить, запомнить или использовать конкретная группа людей, а в идеале — каждым человек.
Становится очевидно, что, оба этих понятия относительны. Реальность упорядочена в той мере, в какой это соответствует нашему мышлению; и беспорядочна, когда она нас не удовлетворяет, вернее сказать, когда нам не удаётся найти в ней себя. Идея беспорядка выражает всего лишь разочарование нашего ума, видящего перед собой не тот порядок, в котором он нуждается, порядок, с которым ему нечего делать в данный момент, и который в этом смысле для него не существует.
Даже грамматически это слово образовано как отрицание слова порядок во многих языках, так что одно определяется через другое, уточняет значение и становится более понятным при переходе от теории к практике. В общем, термин порядок можно определить как
предсказуемость и понятная организация, желательно неизменная или обладающая некоторой симметричностью и устойчивостью относительно простых преобразований.
В этом смысле примитивное понятие хаоса как полное, абсолютное отсутствие порядка вполне логично и само по себе не привязано ни к идеям космогонии, ни к вопросам порождения с поглощением.
Тем не менее, даже в нашем умозрительном эксперименте с камушками понятно, что если их чуть-чуть сдвинуть (можно даже все) — то «картинка» для нас по-прежнему останется или узнаваемой, или наоборот неопознанной. Это, на первый взгляд ничтожное замечание о сохранении состояния узнаваемости, имеет важнейшие последствия.
А именно, на современном научном языке хаотической называют любую систему, которая способна претерпевать существенные изменения в результате малейшей модификации условий; причём таким образом, что практически невозможно предугадать, в какую сторону пойдут эти изменения. Следовательно, подобная система является одновременно и определённой в теоретическом смысле и непредсказуемой на практике. Наше знание о её актуальном состоянии никогда не бывает настолько точным и полным, чтобы прогнозировать её более или менее отдалённые по времени состояния.
С точки зрения математики и физики это сложное, нерегулярное (апериодическое) изменение состояния системы в пространстве и/или во времени. Мы говорим, что хаос возникает, точнее – может возникнуть, если в системе протекают случайные [1] процессы. Такие процессы могут быть связаны со случайными внешними воздействиями, а также с флуктуациями [2] внутренних параметров.

[1] Под случайностью понимают несколько близких, но формально неодинаковых вещей. С одной стороны, это категория для обозначения таких связей между явлениями реального мира, которые в одних условиях могут осуществиться, а в других — нет. Поэтому случайность часто определяют как противоположность необходимости. То есть приходится допустить, что случайность и необходимость являются противоположностями только в нашем воображении – если мы сравниваем то, что есть, было или будет (реальность) с чем-то другим, что могло бы быть (с возможным, которое остаётся возможным только до тех пор, пока не является реальностью). Однако только кажется, что так можно охарактеризовать произвольный отдельный факт: это тип отношения между объектами и высказываниями, характеризуемый тем, что при наличии одного другое «может быть, а может и не быть». Второе называют случайным по отношению к первому. Таким образом, никакое событие не является случайным (равно и необходимым) само по себе (в силу своей природы), а только лишь по отношению к другому, вполне определённому типу событий или высказываний. Понятие случайности важно хотя бы потому, что если считать все явления, процессы и связи между ними только необходимыми (следование определённым законам), остаётся непонятным, как в мире может возникать новое.
[2] Флуктуация — от латинского fluctuatio, беспокойное движение, это термин, характеризующий любое колебание или любое периодическое изменение. В естественных науках это случайное отклонение значения величины от её среднего значения.
Само происхождение хаотического поведения может быть обусловлено самыми различными причинами и требует изучения как системы/процесса, так и среды. В наиболее современном понимании естественных и гуманитарных (особенно) наук простое присутствие наблюдателя, не говоря уже о его действиях, могут породить упомянутые флуктуации. Это является серьёзным предупреждением для всех социальных и педагогических исследований, в которых исследователь (как учитель в школе, например) является неотъемлемой частью среды и многие формы оценки и наблюдения оказывают прямое влияние на участников эксперимента.
Вот такая наша жизнь...
Возвращаясь к хаосу, то в крайне упрощённом, но уже уточнённом виде понятия за ним мы оставляем полную непредсказуемость и непознаваемость как минимум в деталях, в то время как слово беспорядок может означать как это, так и простые временные затруднения в распознании скрытых закономерностей. В этом смысле человека и людские сообщества правильнее именовать беспорядочными, ведь эмоциональные проявления психически здорового человека только кажутся хаотичными: они всегда находятся в рамках конечного спектра вариантов доступных пониманию.

Хаос - так стоит именовать любой порядок, вызывающий смятение в наших умах.
Chaos is a name for any order that produces confusion in our minds.
George Santayana

Нелинейность и Хаос

Как наследие естественных наук к понятиям хаоса и порядка оказались привязаны ещё некоторые термины, нуждающиеся если не в адаптации, то в корректных объяснениях для использования в гуманитарных науках. Особенное внимание привлекает понятие нелинейность, трактовка которого в областях, обсуждаемых в статье, отличается от принятого в математике. А именно как подход, признающий объективную многовариантность путей эволюции, наличие выбора из альтернативных путей и задания определённого темпа эволюции. Это кардинально отличается от математического понятия нелинейности как не линейности, то есть противоположного линейности, когда результат строго пропорционален изменению исходного значения и соотношение постоянно.
При этом для понятия нелинейность как такового неважно, чем вызывается такое поведение: хаосом или беспорядком. Понятно, что на практике всегда стоит создавать условия и воздействия так, чтобы если и возникал, то только беспорядок как временное нарушение порядка, а не хаос как полная непредсказуемость. Но заранее и особенно с чисто теоретической точки зрения правильнее говорить о хаосе, ведь наши возможности и эффективность воздействий не гарантируют предсказуемости результатов.
Микрофотография настоящей снежинки
В сфере естествознания это проявляется в рамках синергетического подхода, основанного на идее созидательной самодостаточности хаоса, заключающейся в способности случайных флуктуации на микроуровне порождать новые организационные порядки на уровне макроструктур, то есть хаос как фактор самоструктурирования нелинейной среды. То есть то, что философы именуют как «порядок из хаоса». Аналогично, в гуманитарной сфере существует установка на восприятие хаоса как творческой среды; при его интерпретации на передний план выдвигаются такие смысловые аспекты, как внутренняя активность и созидательный потенциал.

Синергетика как изучение процесса изменений

Поскольку в отличии от понятия хаос, о синергетике слышало меньшее количество людей, а знают о ней, если честно, совсем немногие, следовательно, необходимо рассказать о ней подробней. Не только в плане формального определения, но и подробно характеризуя с практической стороны. Именно тут и сталкиваются понятия хаоса и синергетики как идеи, которая понимает хаос как творческое начало, условие самоорганизации или как очень сложную, ранее недоступную пониманию организацию. В этом ключе применимость синергетического подхода в педагогике и гуманитарных науках не вызывает отторжения. Имеет ли она, применимость, ограничения? Для этого дадим строгое определение синергетики с использованием термина нелинейность. С ним оно будет звучать так:
Синергетика (Haken 1983) — (от греч. synergeia — сотрудничество, содействие, соучастие), это междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются общие закономерности процессов перехода от хаоса к порядку и обратно (процессов самоорганизации и самопроизвольной дезорганизации) в открытых нелинейных системах физической, химической, биологической, экологической, социальной и другой природы. Возникновение организованного поведения может обусловливаться внешними воздействиями (вынужденная организация) или являться результатом развития собственных (внутренних) неустойчивостей в системе (самоорганизация). В последнем случае процесс упорядочения связан с коллективным поведением подсистем, образующих систему.
Наряду с проблемой самоорганизации, синергетика рассматривает также и вопросы самодезорганизации — возникновения хаоса (сложного поведения) в динамических [3] системах.
[3] Динамический — меняющийся, богатый движением, действием. Находящийся в процессе изменений.
Термин синергетика иногда используется как обобщённое название научных направлений, в рамках которых исследуются процессы самоорганизации и эволюции, упорядоченного поведения сложных нелинейных систем.
Суть подхода синергетики заключается в том, что сложноорганизованные системы, состоящие из большого количества элементов, находящихся в сложных взаимодействиях друг с другом и обладающих огромным числом степеней свободы, могут быть описаны небольшим числом существенных типов движения (параметров порядка), а все прочие типы движения оказываются «подчинёнными» (принцип подчинения) и могут быть достаточно точно выражены через параметры порядка. Поэтому сложное поведение систем может быть описано при помощи иерархии упрощённых моделей, включающих небольшое число наиболее существенных степеней свободы. Синергетика предполагает картину мира, состоящую из совокупности нелинейных процессов, и вводит понятие динамического хаоса как некой сверхсложной упорядоченности.
Фактически оказывается, что синергетический подход не имеет ограничений, но его смысл для жёстко определённых и/или контролируемых систем без видимых возможностей развития минимален. Поскольку задачу обучения разнородных групп людей со своими интересами (или хуже — без оных) назвать определённой или полностью контролируемой человечество не может уже несколько столетий, а для некоторых культур — три и больше тысячелетия, то с понятием синергетики и её идей по крайней мере стоит ознакомиться. Отдельные вопросы, аспекты и применяемая терминология при этом имеют действительно большое значение, поэтому ими и займёмся.

Развитие, изменения и гибель закрытых и открытых систем

Пример пространственного расположения точек для физического процесса
Итак. В физике, в замкнутых, изолированных и близких к равновесию системах протекающие процессы, согласно второму началу термодинамики, стремятся к тепловому хаосу, то есть к состоянию с наибольшей энтропией (необратимого рассеяния энергии). В открытых системах, находящихся далеко от состояний термодинамического равновесия, могут возникать упорядоченные пространственно-временные структуры, то есть протекают процессы самоорганизации. Структуры-аттракторы (элементы притяжения) показывают, куда эволюционируют процессы в открытых и нелинейных системах. До определённого размера и особых случаев осознанной изоляции социальные системы являются открытыми, с собственной внутренней динамикой и подвержены влиянию извне.
Однако в гуманитарных областях термин энтропия используют нечасто, хотя его интерпретация как степени необратимого рассеяния энергии, то есть как показателя случайности и неупорядоченности не привнесёт логических противоречий в описание проблемы или исследования. Например, работы по социологии Bailey (1990, 2006).
Существенным отличием по отношению к естественным и техническим наукам является то, что в гуманитарных, особенно социальных областях возможное равновесие в замкнутых системах может быть как хаотичным с высокой энтропией (так называемая анархия), так и обладать строгой формальной организацией (не обязательно вертикальная иерархия), устойчивой длительное время. В таком случае энтропия просто стремится к некоторому фиксированному значению, вплоть до асимптотического стремления к нулю.
Последнее, в начале утописты и фантасты, а теперь и серьёзные учёные признают за застой в системе с последующим её вымиранием. Повторимся, что в педагогике системы только кажутся изолированными; педагог в них и управляющий, и наблюдатель в одном лице. Поэтому насаждение строгого порядка как единственного механизма управления с высоты современного опыта стоит относить к экстремальным экспериментам, ведь возможна не только временная стабилизация (что или допустимо, или даже желательно), но и стагнация, когда учащиеся потеряют всякий интерес к образованию и собственному росту.
Поскольку нас интересует именно динамика, то есть изменения в процессе их развития и преобразования, то для всякой сложной системы, как правило, существует определённый перечислимый набор возможных форм организации или в научной терминологии — спектр структур-аттракторов развития. Критический момент неустойчивости, когда сложная система осуществляет выбор дальнейшего пути эволюции (нелинейность развития), называют точкой бифуркации.
Пример буфуркации решения
Вблизи этой точки резко возрастает роль незначительных (микроскопических) случайных возмущений, или флуктуаций, которые могут приводить даже к возникновению новой макроскопической структуры. Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах вблизи от точек бифуркации (иногда их называют просто критическими точками, но лучше – точками ветвления).
То есть не просто стремление к некоему устойчивому состоянию (неверная, чисто житейская трактовка!), а именно как совершенно определённые изменения в системе, находящейся в далёком от равновесия состоянии. Для расширения точки зрения читателей отметим, отметим, что с конца 20 века особый интерес вызывает «новый» род структур самоорганизации, обладающих свойством самоподобия — фрактальные структуры.
Геометрическое самоподобие
Подобные исследования существуют и для гуманитарных наук, особенно в социологии [4]. В ней и в педагогике фракталы интересны не самим фактом самоорганизации, а тем, что самоподобие это сохранение определённых свойств и характеристик при изменении масштаба. Та самая предсказуемость на различных уровнях воздействия и наблюдений. Предсказуемость, которая важна как сама по себе, так и как необходимое условие управляемости системы.
Мы говорим слово система, но в практическом смысле мы всегда работаем не с ней, а некоторой её моделью [5], часто неформализованной. Модели в синергетике — это модели нелинейных неравновесных систем, подвергающихся действию флуктуаций. В момент перехода упорядоченная и неупорядоченная фазы отличаются друг от друга столь мало, что именно флуктуации переводят одну фазу/состояние в другую. Если в системе возможно нескольких устойчивых состояний, то флуктуации отбирают лишь одно из них.
[4] Наберите, например, в поисковой интернет–системе слова Fractals in Sociology, и вы получите множество ссылок. От частных мнений в блогах до защищённых диссертаций.
[5] Для нас модель системы — это некий структурно-информационно-функциональный аналог реальной системы, в котором характер протекания процессов подобен их-же протеканию в реальной системе.
Многофакторная синергетическая модель в социологии
При анализе сложных систем, например, в биологии или экологии, синергетика исследует простейшие основные модели, позволяющие понять и выделить наиболее существенные механизмы «организации порядка» (избирательную неустойчивость, вероятностный отбор, конкуренцию или синхронизацию подсистем и другое). Аналоги применимы и в педагогике, так-как и в дидактике, и в организационно-бюрократическом аспекте предпочитают оперировать «крупными» понятиями типа мотивация или стратегическими целями типа вызвать и поддерживать интерес.

Синергетическое мировоззрение

Принятие синергетики как идеи влечёт за собой глубокие мировоззренческие следствия. Возникает качественно иная, отличная от классической науки картина мира, в которой происходит отказ от образа мира как построенного из элементарных частиц — кирпичиков материи в пользу картины мира как совокупности нелинейных процессов. Формируется новая идея, изменяются все основы мышления. Происходит переход от категорий
  • бытия к со-бытию, то есть к событию;
  • от существования к становлению, сосуществованию в сложных эволюционирующих структурах старого и нового;
  • от представлений о стабильности и устойчивом развитии к представлениям о нестабильности и метастабильности (состояние длительного неустойчивого равновесия системы, как колебания шарика на дне ямы, например); оберегаемом и самоподдерживаемом развитии (sustainable development);
  • от образов порядка к образам хаоса, генерирующего новые упорядоченные структуры;
  • от самоподдерживающихся систем к быстрому развитию через нелинейную положительную обратную связь — при которой реакция системы приводит к такому входному воздействию потом, которое способствует дальнейшему отклонению выходного сигнала от первоначального значения. Положительная обратная связь ускоряет и усиливает реакцию системы на входные изменения, поэтому её используют в определённых ситуациях, когда требуется быстрая и/или сильная реакция в ответ на изменение внешних параметров. Хотя положительная обратная связь зачастую приводит к неустойчивости, в синергетике она важна как возможность возникновения (и быстрого) качественно новых систем, особенно периодического характера;
  • от эволюции к ко-эволюции, взаимосвязанной эволюции сложных систем;
  • от независимости и обособленности к связности, согласованности автономного;
  • от размерности к соразмерности; в некоторых случаях — фрактальному самоподобию образований и структур мира.
В новой синергетической картине мира акцент падает на становление, совместную эволюцию, согласованность, взаимодействие элементов мира, нелинейность и открытость (различные варианты будущего), возрастающую сложность формообразований и их объединений в со-эволюционирующие целостности.
Различные концептуальные теории самоорганизации
В рамках педагогики синергетика — это междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов с целью формирования процессов самоорганизации, согласованной совместной эволюции в социокультурных системах. Она формирует представление об альтернативности и разнообразии путей развития сложных систем и открывает новые принципы управления ими. Предметом исследования являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой, таких как индивид и социокультурные объединения.
В результате, в сферу внимания синергетики попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и разветвления (неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития). Нелинейность, обсуждённая выше как одно из узловых понятий синергетики, предполагает в указанном контексте:
    • значимость принципа «разрастания малого» или «усиления флуктуаций» когда прямое количественное варьирование параметров системы в определённых пределах не приводит к быстрому качественному изменению характера процесса в целом;
    • при преодолении же уровня некоего жёсткого «порога воздействия» система входит в сферу влияния иного «аттрактора», то есть начинает сорганизовываться в новом виде, хотя и необязательно сильно отличающемся от прежнего (не забываем о возможном самоподобии);
    • малое изменение завершается макроскопическими (как правило, невоспроизводимыми и поэтому непрогнозируемыми заранее) следствиями.
      Хотя последняя характеристика кажется даже не тревожной, а просто опасной, на практике осуществимы отнюдь не любые сценарии развития системы (как результат малых резонансных воздействий), а лишь сценарии, ограниченные определённым их диапазоном/спектром. Тем не менее анализ и выделение этих наиболее вероятных изменений, как и последующих действий в рамках конкретного сценария является обязательной задачей исследователя. В нашем случае — задачами педагога практика.
      Именно для последних, то есть больше исследователей практиков, синергетика как миропонимание поможет преодолеть традиционные взгляды:
        • о микрофлуктуациях и случайностях как незначимых факторах для конструирования научных теорий;
        • о невозможности существенного воздействия индивидуального усилия на ход осуществления макросоциальных процессов;
        • о необходимости исключения неравновесности, неустойчивости из миропредставлений, адекватных истинному положению вещей;
        • о развитии как о, по сути, безальтернативном поступательном процессе;
        • о соразмерности и сопоставимости объёмов прилагаемых к системе внешних управляющих воздействий объёму ожидаемого результата;
        • об экспоненциальном характере развития «лавинообразных» процессов
          и так далее. Главными посылками синергетического видения мира выступают следующие тезисы:
            1. практически недостижимо жёсткое обуславливание и программирование тенденций эволюции сложноорганизованных систем — речь может идти лишь об их самоуправляемом развитии посредством верно структурно сконфигурированных резонансных воздействий (функционально-информационных);
            2. созидающий потенциал хаоса самодостаточен для появления новых организационных форм (любые микрофлуктуации способны порождать макроструктуры, особенно в точках бифуркации);
            3. любой сложной системе естественным образом присуща альтернативность сценариев её развития даже в контексте наличия известной инерционно-исторической предопределённости в точках бифуркации;
            4. целое и сумма его частей — качественно различные структуры: арифметическое сложение исходных структур при их объединении в целое недостижимо ввиду неизбежного наложения сфер влияния этих структур, выражающихся в явных трансформациях «сопутствующего энергетического потенциала»;
            5. неустойчивость трактуется как одно из условий и предпосылок стабильного и динамичного развития — лишь такие системы способны к самоорганизации. Она перестаёт быть однозначно отрицательным и нежелательным фактором;
            6. мир может пониматься как иерархия сред с различной нелинейностью и, возможно, эффектом самоподобия.
              Синергетика устанавливает базовые принципы социально-гуманитарных дисциплин 21 века:

              Наш подход предполагает, что физическая, социальная и ментальная реальность является нелинейной и сложной. Этот существенный результат синергетической эпистемологии [6] влечёт за собой серьёзные следствия для нашего поведения. Стоит ещё раз подчеркнуть, что линейное [7] мышление может быть опасным в нелинейной сложной реальности... Наши врачи и психологи должны научиться рассматривать людей как сложных нелинейных существ... Линейное мышление может терпеть неудачу в установлении правильных диагнозов... Мы должны помнить, что в политике и истории монокаузальность [8] может вести к догматизму, отсутствию толерантности и фанатизму... Подход к изучению сложных систем порождает новые следствия в эпистемологии и этике. Он даёт шанс предотвратить хаос в сложном нелинейном мире и использовать креативные возможности синергетических эффектов [9] (Mainzer 1997).


              [6] Теория познания, основанная на синергетическом мировоззрении.

              [7] Здесь, это строго последовательное, логическое причинное–следственное мышление.
              [8] Здесь, означает наличие единственной причины, обусловленный единственной причиной.
              [9] Взаимное усиление действия факторов.

              Литература

              • Bailey, Kenneth D. (1990), Social Entropy Theory. NY: State University of New York Press, p. 310.
              • Bailey, Kenneth D. (2006), Living systems theory and social entropy theory. Syst. Res., 23: 291–300. doi:10.1002/sres.728
              • Haken, Hermann. (1983), Synergetics. An introduction: Nonequilibrium Phase Transitions and Self-Organization in Physics, Chemistry, and Biology, 3 Ed. Springer. p. 390.
              • Klaus Mainzer. (1997), Thinking in Complexity. The Complex Dynamics of Matter, Mind, and Mankind, 3 Ed. Springer. p. 363.

              Комментарии