Разговор о науке, теориях и прочем будет неполным без ещё двух терминов: аксиома и постулат. О них, к счастью, говорить долго не надо, хотя нюансы есть, особенно для педагогов.
Долгое время термин аксиома понимался не просто как отправной пункт доказательств, но и как истинное положение, не нуждающееся в особом доказательстве в силу его самоочевидности, наглядности, ясности и тому подобное. Переосмысление проблемы обоснования аксиом изменило и содержание самого термина. В первом приближении аксиомы всё ещё остаются самоочевидными положениями и общеизвестными и неоспоримыми истинами. В том случае когда они представляют положения какого-либо учения или направления в искусстве, аксиомы могут быть представлены в краткой афористической форме, а не сухих высказываний.
Тем не менее принцип относительности сказывается и на понимании и работе с аксиомами:
Аксиома — это исходное, принимаемое без доказательства положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательств других её положений. Аксиомы являются не исходным началом познания, а скорее его промежуточным результатом. Они обосновываются не сами по себе, а в качестве необходимых составных элементов теории. Подтверждение последней есть одновременно и подтверждение её аксиом.
Термин постулат часто воспринимается как синоним аксиомы, только когда говорят о религии и философии, в то время как об аксиомах говорят в естественных науках. Так сложилось исторически, но это делает их синонимами, во-первых, а во-вторых их разведение по гуманитарным и естественным наукам ничем кроме обычая не оправдано.
Бедные учителя... Учат нас аксиомам руководствуясь постулатами |
Тем не менее это культурное наследие наложило свой отпечаток на определение и трактовку термина постулат.
Это принцип (положение, суждение, утверждение, предположение) который устанавливают или принимают в рамках какой-либо теории в силу его очевидности не имея возможности его доказать или его нелогичности. В таком качестве постулат играет роль нелогичной аксиомы в рамках теории (такое употребление термина постулат сложилось в 17 веке). В тоже время данное требование или предположение является реально необходимым, и хотя не нуждается в строгом доказательстве, но должно быть сделано веско и обоснованно (правдоподобно) на основе фактов или исходя из систематических или практических объяснений. В качестве обоснования также может быть использовано понятие вероятности или другое необходимое и известное положение.
Как этим воспользоваться учителю?
Для аксиом и постулатов можно дать задачу относительно простую по форме, когда по высказыванию (одно предложение или короткий фрагмент текста) ученики должны выяснить, чем оно является для них: аксиомой или постулатом, объяснить это. Даже в том случае, если это уже было когда-то сделано ранее, они должны аргументировать своё согласие или несогласие. Учитель собирает объяснения и аргументы за и против и выносит на краткую дискуссию в классе. Если мнения разные, его роль больше как модератора. А если одинаковое, учитель должен сыграть роль адвоката дьявола, подвергая аргументы сомнению или предлагая контрпримеры, реальные или выдуманные.
pikabu: Про знакомства https://pikabu.ru/story/pro_znakomstva_5164237/author |
Сложным в этом является не сама задача или последующая дискуссия: сложным является отбор высказываний, ведь они должны быть понятными и значимыми, но не слишком заумными.
Комментарии
Отправить комментарий