Учителю на заметку #5 Комментарии

Если не заострять внимание на здравой идее, то работа Нормана Вебба оставляет смешанное впечатление. Если брать оригинал статьи - то не слишком дружелюбное изложение. Даже "переложив" на русский без засилья терминологии, остаётся странное ощущение - слишком нечётко! Однако попробую немного "расчистить" этот беспорядок в этом посте.
  • Единственное что достаточно внятно - это низший уровень глубины знаний (Depth Of Knowledge). Требования просты и повторять здесь их не буду.
  • Переход к 2-му уровню в целом требует умения подумать от том "Что" и "Как" а затем применить решение основанное в основном на одно шаговых процессах или простых 2-х шаговых, в основном связанных с простым анализом, классификацией и интерпретацией. Также - умение самостоятельно извлекать данные из разных источников, но явно представленные. Образное и непрямое мышление приветствуется. Но ещё один важнейший момент - способность студента делать всё упомянутое самостоятельно.
  • Переход к третьему уровню проще охарактеризовать способностью объяснить и доказать свои действия. Студент не должен теряться среди вариантов и сложных взаимосвязанных данных. То есть способность планомерно и организованно работать со сложными, составными и абстрактными объектами и концепциями - это сюда. Но только когда ученик понимает суть концепций, то есть способен применять их к решению новых задач самостоятельно и искать аналогии (как пример нужного на уровне действия) среди различных видов (элементов) знаний. Тупое комбинирование и "подгонка" доказательств это не уровень 3! Обратите внимание, что осознанное прогнозирование любого вида это уже уровень 4!
  • Последний, 4-й уровень характеризуется не только умением прогнозировать, конечно. На самом деле главное - свободное оперирование внутри предметной области и работа с несколькими областями знаний. Владение (с пониманием) различными "хитростями". А остальное проще описать более привычным - способность организовать и выполнить исследования и всё такое...
Однако тут я больше хочу обратить внимание на другое измерение этой проблематики, скрытое в описаниях, но любой учитель практик скажет что оно отдельно - глубина и функциональность. Функциональность строго в плане количества различных процессов, функций и навыков которыми осознанно и достаточно свободно способен оперировать индивид.
Взято тут
По предложению аналитической компании Gartner стоит различать
  • Специалист - знает много в узкой сфере
  • Универсал - знает мало, но о многом
и новый (конечно относительно) вид работников - Версатилисты от английского Versatile - многогранный. Такие люди демонстрируют как ширину, так и глубину знаний. Сотрудник или ученик версатилист способнее универсала и гибче специалиста. Их ценность (способности мыслить определённым образом) в том, что они могут переносить глубину своих знаний из одной области в другую, легко пользоваться идеями и методиками, разработанными в одной месте для достижения результата в другом. Но есть и подразумеваемое качество - делать это "легко", то есть с точки зрения внешнего наблюдателя - быстро переключиться, оглядеться и начать работать.
В этом смысле разбиения подобные работе Вебба уже не кажутся столь интересными. Только стоит помнить другое - подобные классификации практичны только для "типичных" уровней знаний и способностей, а высший уровень присутствует больше как дань логике - "А если он умеет больше?" В работе учителя в школе и преподавателя в ВУЗЕ такие классификации - это просто полезный ориентир чтобы знать потолок "текущих" учеников и давать уровень и тип заданий которыми можно с ними заниматься.

Комментарии