Иногда собираются вместе соображения достаточно осмысленные чтобы можно было высказаться. Если кому пригодится - просто отлично!
Личность
Личность - это несомненная оригинальность любого человека. Обычно это нечто особенное, что характеризует конкретного человека как уникального по своим качественным различиям в сравнении с типичным, которым обладают все члены группы или класса или, по крайней мере, большинство членов. Этическая ценность личности заключается в верности самой по себе, в подлинности. В этом смысле каждый, кто осознает себя как личность, берёт на себя ответственность за все, что находится в его власти и свободе действий.
Личность относится к относительно длительным характеристикам, которые отличают одного человека от другого и побуждают людей действовать последовательно и предсказуемо, как в разных ситуациях, так и в течение длительных периодов времени.
Анализируя индивидуальные психологические различия, личность интерпретируется как оригинальные психологические свойства, которые проявляются в разных областях (интеллект, темперамент, черты характера). В этом смысле уникальность противоположна усреднённому или общими тенденциями.
Размышляя об иерархической структуре психологических свойств, личность является высшим уровнем по отношению к уровню личности: индивид - человек - личность. Это относительно закрытая система, вооруженная набором и сочетанием характеристик индивида и человека. Целостность личности в этом случае зависит от «совместимости» характеристик внутри и между уровнями иерархии, причинно-следственных связей между ними и основной роли, которую могут иметь некоторые из них, способной влиять и изменять все другие характеристики.
Научный подход требует глубокого анализа "материй", порождающих различные теории личности. Например, для всеобъемлющей индивидуальности предполагается, что уникальные характеристики соответствуют различным уровням организации: от биохимического до социального с тремя основными уровнями:
- Низкий уровень - это индивидуальные биохимические, телесные и нейродинамические характеристики;
- Средний уровень - психические характеристики, такие как темперамент, личные качества;
- Высокий уровень - социально-психологические свойства, состоящие из ролей, которые индивид играет в небольших группах (таких как семья) и больших группах (нация).
С этой точки зрения легче понять, с какого возраста человек выступает как личность. При рождении и в детстве «личность» ограничена свойствами (потребностями) организма. В процессе «раскрытия» темперамента и черт характера появляются новые характеристики, расширяется личность, все больше охватывает высшие уровни. Зрелость человека означает, что он занимает социальную позицию, проявление его личности также иерархично. Но это не означает, что указанная иерархия является фиксированной. Примеряя на себя новые роли, приобретая и накапливая новый опыт, личность меняется.
Помимо характеристик личности, она характеризуется связями и уникальностью их. То есть два человека с наборами одинаковых характеристик (маловероятно) различаются по своему восприятию мира и поведения из-за различий в связях между характеристиками.
Но не все исследователи согласны с такой широкой интерпретацией. Некоторые учёные считают, что личность находится на одном уровне с характеристиками индивида и представляет собой смысловые отношения и ценности. Говорят, что «индивид рождается, превращается в человека и защищает собственную личность». Таким образом, они подчеркивают, что индивидуальность отвечает, принимая решения по вопросам, связанным со смыслом жизни, системой ценностей, личным положением человека. Конечно, при решении этих проблем можно столкнуться с проблемами и конфликтами:
- внутренние, например, конфликты между мотивами и противоречивыми импульсами;
- внешние - между человеком и соседством. В процессе борьбы формируется личность; результаты этой борьбы определяют стойкость и "размер" личности.
Итак, каковы отношения между человеком и личностью? В графической форме мы можем представить их как два перекрывающихся круга, которые не совпадают. Площадь пересечения представляет собой характеристики человека, которые служат основой «особенности» каждого из нас. Оставленная часть «личность» относится к типичным социальным характеристикам как членов больших и малых групп. Остальная часть круга «личность» соответствует общим биохимическим, нейродинамическим и соматическим свойствам. То есть термины человек и личность имеют близкое значение, но они совпадают только частично.
Черты характера
Следует помнить, что богатство и сложность «социального содержания» личности определяется способностью накапливать и преломлять характеристики, действующие в разных сферах жизни общества или разных формах общества. Именно поэтому мы можем говорить, обсуждать и оценивать характеристики и пути развития личности как показатель общего уровня развития соответствующего общества. Так,
- черта личности - это характеристика, которая длится долго и появляется в разных ситуациях;
- теории черт личности сосредотачиваются на том, чтобы измерить, идентифицировать и описать личные различия с точки зрения тех же самых признаков;
- они фокусируются на различиях, а не на общих чертах;
- мы можем прогнозировать действия на основе личных качеств.
Общество
(Société по-французски) - это организация и для людей, и для животных. Это означает подчинение, а также, как правило, подчинение одних элементов некоторым другим. Общество несколько противоречит понятию одиночества (точнее говоря, изоляции) или отчуждению. Можно даже сказать грубо - противоположность войны всех против всех. Люди нуждаются в обществе, потому что они не могут жить в одиночку или противореча всем остальным. Человек может жить в изоляции, но внутри общества. Наши общества довольно хрупки по сравнению, например, с обществами насекомых, поскольку наши нормы носят культурный характер, и члены общества могут их уважать или, наоборот - нарушать. Могут быть общества без структуры и жесткой иерархии, без доминирования полномочий. Но ни одно общество не может существовать без чувства солидарности.
В широком понимании общество - это часть материального мира, которая была изолирована от природы и исторически развивалась в процессе жизнедеятельности людей. В узком толковании это особый этап в истории человечества (больше всего на свете - в социально-экономическом контексте). Исторически философия и социология пытаются предположить, что общество - это совокупность людей, объединенных необходимостью удовлетворить "социальные инстинкты" или держать отношения между ними под контролем и так далее. Это породило различные теории (в течение более чем четырехсот лет) о «договоре» как о фундаменте общества. Критика, которая возникла в 19 веке, заходит так далеко, как предлагает идею сложных и гармоничных систем или систем, основанных на экономических отношениях, где каждый зависит от других. Или фигура абстрактного и случайного индивида заменяется его действиями.
В то же время недопустимо анализировать людей как членов общества, «вынимая их» из социально-историко-культурного контекста. Представляя человека, подобного этому, мы можем обнаружить некоторые характеристики «пола», но не более того. Общество - это не сумма людей, это совокупность всех отношений и связей между ними. Таким образом, характер общества определяет характер «социального человека» (то, что мы сегодня называем социализацией) и наоборот. Общество состоит из людей и отношений между ними.
Социальные отношения являются решающим элементом, который отличает социальные формации от любых других формаций реального мира. Но это не значит, что общество - это отношения только внутри. Все, что нас окружает, и материальное, и духовное затрагивает и членов, и общество как таковое.
Общество предполагает, что общие цели существуют, и действия разумны и организованы, но члены не объединяются в соответствии с такой концепцией, как истинное сообщество. Да, существуют определённые договора и условности, интересы "вообще" и общие интересы. Но на индивидуальные черты не так влияет чувство принадлежности к обществу как ощущение быть членом сообщества.
В жизни общества важную роль играют процессы управления, поскольку они гарантируют воспроизводство и развитие некоторых общественных структур. Здесь структуры общества, в первую очередь, представляют собой структуры устойчивых социальных действий, исторически воспроизводимых. Узлами структур являются социальные институты, такие как семья, правительство, экономика и т.д. Структура определяет отношения между людьми, группами и сообществами. Характер и значение индивидуальных или групповых действий нынешних членов общества определяется характером деятельности социальной системы, степенью расчлененности и т.п. Создание больших безличных группировок и формальных союзов (законодательных, идеологических) требует инициативных небольших групп, вооруженных личными контактами и связями. Большие группы являются посредниками между людьми, небольшими группами и социальной системой.
Ещё одним свойством общества является способность прерывать своё непрерывное развитие, ломать и перестраивать некоторые сферы социальной деятельности. При благоприятных условиях это приводит к революционным изменениям меньшей или большей глубины во всей социальной структуре (социальные, политические, научно-технические революции и т.д.). Как этап трансформации определяемый ранее накопленными противоречиями, важными материальными и культурными предпосылками, революция также является неотъемлемой стадией общего развития. Следует отметить, что этапы с существенными различиями могут периодически «повторять» некоторые предыдущие структуры (формы управления, собственность, культурные аспекты и т.п.). Таким образом, разнообразие форм общества, известных до сих пор, - это не простая последовательность, это многоуровневая периодическая структура.
Межличностные отношения
представляют собой массовые социально-психологические явления, выражающиеся во взаимодействии людей (членов какой-то группы). Это ядро связей между ними; они объективно отражаются на характере и способах взаимодействия, взаимного влияния людей во время их деятельности и общения. Межличностные отношения строятся в процессе общения на основе личных склонностей, интересов и склонностей в условиях определенной культуры (или субкультуры). Это явление "ощущает" и "включает в себя" всевозможные воздействия - внутренние (личные) и внешние (из среды). В любом сообществе личные отношения делятся на официальные (формализованные, встречающиеся и необходимые для выполнения определенной функции) и неформальные/частные/личные/интимные, которые естественным образом возникают в рамках культурного и повседневного общения.
Духовное общение и истинные межличностные отношения всегда неформальны. Чтобы лучше их понять, надо различатт «горизонтальные» отношения между равными членами сообщества (равные и взаимные отношения) и «вертикальные» отношения между лидером и ведомым. Оба вида быть как формальными, так и не очень (персонализированными).
Следует отметить, что межличностные отношения серьезно зависят от психологической совместимости, поскольку они представляют собой систему «возможностей», ориентации, ожиданий и стереотипов, которые позволяют нам ценить себя и других. Они растут в долгосрочной перспективе и обычно включают в себя три элемента: отношение к себе, к другим и к внешнему миру.
Основано всё это на необходимости общения друг с другом, но выборочно и по большей части - между двумя лицами. При этом способны сохранять насыщенность эмоциональной составляющей даже без непосредственного контакта. Межличностные отношения не обязательно полностью сознательны, хорошо мотивированы или имеют четкую цель, но они влияют на наш разум - мы анализируем их, мы размышляем, мы «воссоздаем» и планируем. Наша оценка и характеристика межличностных отношений зависит от эмоционального и иерархического компонента (роли людей). От чисто функциональных отношений почти без эмоционального фактора до выразительных отношений, когда эмоции доминируют в оценке, желании обмануть и при развитии отношений. Больше всего это относится к симпатии, дружбе и любви.
Для правильного поведения рекомендуется использовать некоторые правила, известные как «7 законов межличностных отношений»:
- Лучший способ изменить отношения - это изменить себя;
- Ищите в другом человеке положительное. Проверьте, есть ли у вас предубеждения по этому поводу.
- Заработайте доверие другого человека. Доверие является основой всех человеческих отношений. Вы должны быть НАДЁЖНЫМ человеком всегда, своей искренностью и личными способностями.
- Всегда ищите предложение ВЫИГРАЛ/ВЫИГРАЛ. Не стремитесь к личной победе, только для себя любимого.
- Выслушивайте с интересом. Делайте это ощущая реальный интерес к другому человеку; только тогда вы сможете понять причины его поступков (или как он видит мир вокруг себя).
- Научитесь самовыражаться. Очень полезно знать, как максимально точно выразить то, что вы чувствуете, о чем вы думаете, что вы хотите, чтобы другие знали (это называется АССЕРТИВНОСТЬЮ).
- Различайте самого человека и его поведение. Не судите и осуждайте, это помогает избежать ошибки.
Аутентичность
это наше представление о себе, субъективное чувство о нашей честности, достоверности и подлинности. Частично соответствует некоторым типичным категориям, таким как: социальный статус, пол, возраст, правила, культура и т.д. Общественные науки определяют классы идентичности:
- Социальный, когда кто-то связывает и подтверждает свою личность с социальной позицией или статусом. В зависимости от основы для своей идентификации (профессиональная группа, политическое движение, географическое положение и т.п.) мы можем определить подгруппы социальной идентичности: профессия, местность (региональный), политика и т.д.;
- Культурный, когда человек принимает в себя культурные традиции;
- Групповой;
- Этнический.
Человек обретает свою индивидуальность в процессе развития, личностного роста; но и как результат социализации и интеграции. Изучая социокультурные закономерности, нормы и ценности, практикуя разные роли в общении с другими, человек подтверждает свою подлинность, собирая свою окончательную аутентичность к концу юношеского периода.
«Внешнее» влияние играет решающую роль в периоды перемен или социокультурного кризиса, вызывая кризис аутентичности у многих людей с последствиями как положительными, так и отрицательными. В механизме аутентичности это необходимо: преемственность социальной структуры и культурных традиций. С самого начала личность - это общественный продукт: потому что я вижу себя таким, каким меня видят другие люди. Это не свойство, которое существует как есть, это отношения, которые растут, укрепляются или, наоборот, изменяются и переопределяются. Но все это происходит во время социальных взаимодействий.
Это уточнение снова обращает внимание на два уровня аутентичности: индивидуальный/личный и социальный. Личная аутентичность - это совокупность уникальных характеристик, а социальный уровень - это результат самоидентификации (осознания) индивидом касательно ожиданий и норм его социальной среды. Это разделение является искусственным, потому что внутри мы чувствуем себя неделимыми, «я есмь»; всегда присутствует личная интерпретация социальных норм. Другими словами, мои нормы, моя аутентичность не обязательно совпадают с нормами, которые необходимо соблюдать, и ролями, которые я должен играть когда взаимодействую с обществом добровольно или принудительно. Истинная аутентичность - это баланс между личностью и социальной идентификацией.
Диаграммы
Структурирование элементов и "проявление" связей между ними всегда способствует пониманию, если конечно не переусложнять. Когда всё написанное выше собиралось воедино, в Интернете встретилось несколько интересных диаграмм по тематике поста сразу на русском, поэтому приведу их без особых комментариев.
Комментарии
Отправить комментарий