В попытках сделать процесс обучения интереснее учителям приходится идти на многое. Но что ты ни делай, ученик должен практиковаться cсамостоятельно и, в частности, решать много задач. Только так можно обеспечить условия для полного усвоения и освоения знаний.
И вот тут-то как раз и находится несколько основных затруднений:
- Как заинтересовать ученика чтобы "решательство" было не столь скучным.
- Помня о том, что учителя тоже люди, и на проверку заданий требуются время и силы, хочется организовать процесс так, чтобы проверка правильности была максимально упрощена и ускорена.
- С другой стороны, задания не должны быть профанацией. Ни по отдельности, ни в наборе.
- Решать задачи стоит в определённой последовательности, но элемент вариативности должен сохраняться.
Основываясь на личных ощущениях от классического немецко-советского образования при всех его достоинствах, последний пункт всегда вызывал недоумение, так как назначая домашнее задание из набора задач в учебнике, учитель не всегда имел возможность сделать его осмысленным в целом. Только если автор(ы) оного подошли к своей работе с пониманием и в построении каждого блока задач имеется дополнительная логика, пояснённая в методичке к учебнику. В противном случае всегда будет получаться просто набор задач, который всегда будет проигрывать осмысленной цепочке в плане эффективности.Вопрос в том, как заставить ученика выполнять задания в нужной последовательности, но так сказать без насилия? А желательно и с элементами "развлечения" и с элементами немедленного самоконтроля.
Прямо сейчас я не скажу в чью голову пришла эта поистине гениальная идея: создать лабиринт из набора близкородственных задач. Maze worksheet по-английски. Узлы - задания, а переходы - варианты ответов. Одно из заданий назначается первым, другое - последним в осмысленной цепочке. А из промежуточных задач и их ответов формируется путь между входом и выходом из условного лабиринта. Естественно повторно посещать узлы нельзя. В результате например, можно сделать нечто такое:
Лист задание |
Лист решение |
проверочным листом. Данное онлайн-приложение доступно на сайте, так что попробуйте сами. В данном случае полностью реализуется идея классического лабиринта с единственным верным маршрутом, хотя при достаточном количестве узлов можно реализовать и несколько верных путей, обычно частично совпадающих.
Посмотрела варианты от коллег преподавателей, подумала и создала шаблон в Word-е. Оформила посимпатичнее и заполняет его заданиями и ответами. Это конечно не мгновенно и надо "набить руку", но
хитрость хорошего преподавателя заключается в другом: помимо
рекомендованной последовательности (обычно от простого к сложному),
возможные варианты ответов (хоть их и немного) помимо правильного должны
включать в себя и ответы с типичными ошибками, а не всякую ерунду.
Внимательный читатель также обратит внимание на то, что узлы-блоки идентифицируются буквами, поэтому верный маршрут записывается просто последовательностью букв. Студент в качестве ответа "рапортует" строку символов, предельно упрощая и ускоряя проверку задания. Причём это одинаково просто сделать "ручками" проверяя ответы в классе или дома, не говоря уже про автоматическую проверку компьютером и в интернете. И не просто банальную конечную, но и выполнение элементарного статистического (частотного) анализа.
Но такой вариант годится только для очень простых элементарных задач. Если каждое задание будет несколько более трудоёмким, то лабиринт придётся делать более компактным (по количеству узлов) и количество неиспользованных узлов должно быть минимальным.Так как примеров (как платных, так и бесплатных) в интернете хватает, загляните например на ресурс www.teacherspayteachers.com и поищите по ключевым словам <math maze>. Думаю многих удивит, что задания вовсе не ограничиваются школьными. Хватает и университетского уровня, особенно для базовых предметов типа матана и линейки.
И что покажется правоверным доцентам крамольным - студенты с удовольствием решают задания именно в такой форме!!!Так уж получилось что моя супруга уже несколько семестров с успехом использует лабиринты для преподавания части тем курса Calculo Diferencial как вживую, так и в виртуальном классе.
Рабочий лист - лабиринт по теме алгебраические пределы |
- В частности, даже хорошие ученики постоянно ошибаются в знаках. Причём как в плане банальной невнимательности, так и более тяжёлых ошибок когда не видят разницы между $a-b$ и $b-a$. Не говоря уже продвинутом варианте ответа типа $\large\frac{-5}{2x-3}$ вместо $\large\frac{5}{3-2x}$.
- Неопределённость - ND могут спутать с не существованием - NE (это возможно, в частности, именно для пределов).
- C бесконечностью тоже весело - для гуманитариев зачастую $\infty$, $\pm\infty$, да даже $+\infty$ или $-\infty$ проходят по разряду ереси и различать их они не способны, сколько раз не объясняй.
- Если задача имеет не численный, а аналитический ответ (формула), то в рациональных выражениях, например, часто перепутывают числитель со знаменателем.
Внимательный читатель также обратит внимание на то, что узлы-блоки идентифицируются буквами, поэтому верный маршрут записывается просто последовательностью букв. Студент в качестве ответа "рапортует" строку символов, предельно упрощая и ускоряя проверку задания. Причём это одинаково просто сделать "ручками" проверяя ответы в классе или дома, не говоря уже про автоматическую проверку компьютером и в интернете. И не просто банальную конечную, но и выполнение элементарного статистического (частотного) анализа.
Как уже сказал чуть раньше, при создании лабиринта ошибочные варианты "программируются" его создателем, поэтому разбор найденных ошибок не менее ценен, так как позволяет их скорректировать.
Комментарии
Отправить комментарий