Определяшки #5 У учителей свои Яйцо и Курица

Парадокс о яйце и курице знают все, хотя рассматривают его как определённую технику анализа проблем совсем немногие. А о других реальных примерах предпочитают просто не задумываться - не дай бог заметишь, и мол всё - задача решений не имеет. Но этот страх верен только отчасти.
Да, если попытаться обобщить, то окажется что вопрос о возникновении жизни не имеет логического объяснения как результат сознательного и планомерного развития некоторого процесса. Но никто не запрещал ни случайности, ни необъяснимые возможности. Кроме того, почему не изучать птиц как класс живых существ со всеми их свойствами, функциями, особенностями и прочим (это я и на цикл размножения намекаю)? Плюс возможности их использования (да в той же кулинарии, что стесняться то?)
Так что если с педагогикой и есть что-то сильно НЕ ТАК, то надо разобраться с этой скользкой частью и не тратить время на попытки объяснения, а научиться использовать с толком и учитывать в планах.
И уж трудно ожидать, что каждый учитель выполняя свою работу, постоянно прямо таки раздавлен морально из-за того что не знает, "Что же первично?" Да так, что ни есть ни спать не может, бедняга.
Но я буду нехорошим дяденькой и начну издалека. Шучу... немного.
Тем не менее, начать придётся не с формального представления парадокса, а рассказать, как учителя до такой жизни докатились.

Да будет свет!

В понимании некоторых понятий играет роль не только их коренное значение, зачастую действительно происходящее от древних языков, но и его развитие через призму социо-научно-культурно-географического путешествия в течении десятилетий, а обычно — столетий.
Обучение патрициев в Древнем Риме
Слово дидактика в этом смысле является достаточно типичным примером, происходя от древнегреческого didaktikos – поучающий. Но позднее оно прошло формирование и осмысление в более поздних европейских культурах и часто приводится уже в осовремененном виде как галльское (французское) didactique. В переводе из Dictionnaire de l'Academie Francaise, 7eme edition (1835) это означает нечто предназначенное, служащее и подходящее для процесса обучения.
А это - наши дни
В русский язык и педагогику это понятие приходило как из греческого, так и французского языков.
  • Для первого переводом является действительно понятие поучать с ближайшими синонимами наставление и назидание. В своих согласованных значениях указание, инструкция, руководство, предписание в смысле учить, сообщать информацию. То есть по своему возникновению, пониманию и естественному развитию термин дидактика соотносится с направленным действием, процессом.
С одной стороны, это соответствует воззрению XXI века, что дидактика — это искусство или наука обучения в рамках некоторой теории(й), однако для человека с простым мышлением возникнет конфликт между словами наука–искусство, а у учителя-практика гримасу вызовет заявление о наличии работающих теории(й).
  • По сравнению с этим, понимание дидактики как области изучения методов и форм обучения может показаться не столь значительным, однако именно это волнует учителей, и, опосредованно — учеников с родителями.
Так или иначе, дидактика претендует на позицию учения о преподавании. И в таком качестве кажется более широкой чем педагогика.

Так что же первично: педагогика или дидактика?

Отнесёмся к этому вопросу как к логической задаче, тем более что не получится отрицать, что существенная часть понятия дидактика в своей основе это процесс, используемый в педагогике.
Поэтому, рассматривая эти два понятия рядом, следует рассматривать их условное пересечение, ибо, например, самообразование или спортивная подготовка к педагогике не относится, но о дидактике самообразования (как учиться самому правильно и эффективно) безусловно надо говорить и изучать. Да и подготовка спортсменов дело немаловажное.
В рамках этого-же примера видно, что дидактические теории и методы могут быть как общими для разных областей, так и сильно отличаться. Поэтому говоря о дидактике в педагогике надо понимать, что для большинства эти понятия неразделимы, вплоть до того, что в энциклопедическом словаре Брокгауза–Ефрона [Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907] слово дидактика отдельно не рассматривается вообще, только как часть педагогики.
Поэтому и складывается такая странная ситуация, что о дидактике вообще, для чего угодно, как об отдельной полностью автономной отрасли знаний не говорят. Просто термин дидактика сам по себе равен педагогической дидактике в умах большинства, а о любой другой дидактике говорят, уточняя этот термин областью конкретного применения, например — дидактика самообразования (больше известная как автодидактика).
Но в любом случае дидактика как процесс связана и характеризуется множеством атрибутов и неким направлением движения, значит есть место стратегия, постановке целей, решению задач, анализу содержания, поиску закономерностей, разработке методы и принципов, общие вопросы организации. А также воспитание в процессе обучения.
По вполне понятным причинам дидактику долгое время пытались вместить в прокрустово ложе науки и только - излагающей теорию образования и обучения, исследующей закономерности усвоения знаний, умений и навыков, и на основе выявленных закономерностей разрабатывающей определённые системы обучения.
В этом ключе дидактика это теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Как теоретическая наука она хочет изучать реальные процессы обучения, устанавливая факты и закономерности (связи) между различными сторонами обучения; раскрывает их сущности; выявляет тенденции и перспективы развития.
Однако разрабатывая проблемы отбора содержания образования, устанавливая принципы обучения, нормативы применения методов и средств обучения, дидактика естественным образом подходит к выполнению собственно нормативно-прикладной, конструктивно-технической функции. Обе эти задачи связаны, но не тождественны. Поэтому делая уклон в одну из них, вторую по крайней мере приходится держать в уме, дополнительно не забывая об воспитательном аспекте везде, где он значим.
То есть вполне ожидаемо дидактика должна заниматься научным обоснованием и постоянно ориентируется на множество других наук, как философия и социология, логика и психология, физиология высшей нервной деятельности. То есть дидактика - это некое учение о преподавании.
Тем не менее постоянно оказывается, что дидактические новинки и находки появляются не из-за поступательного логико-научного развития (хрен вам по всей морде), а как продукт интуиции, эвристики и просто проявлений таланта, даже сугубо артистической деятельности иной раз. То есть на лицо проявления искусства (на современном языке - проявления креативности), которые иногда потом удаётся описать и использовать научно, то есть предсказуемо.
Облако - медведь.
Кому-то - повод улыбнуться. Кому-то - повод задуматься о величии природы.
А кого-то просто озарит и родится что-то новое.
Однако если отойти от попытки однозначно классифицировать дидактику как вид производящей силы, остаётся задача научить чего-то достигать её посредством.
Из-за этого в нашем словаре появляются новые понятия. И наиболее часто употребляемый - это методика. Малоизвестно, что методику называют ещё частной дидактикой, подчёркивая характер и задачи этого термина. Поэтому, когда говорят о некоторой методике преподавания, особенно в приложении к конкретному предмету типа математики или иностранного языка, фактически мы говорим об подразделе дидактики нацеленном на решение конкретных задач, даже не употребив ни разу само это слово.
Макаренко прежде всего воспринимают как автора системы воспитания. Говорят именно о его методе воспитания. Но самого его называют великим педагогом из-за воспитательно-организаторского таланта. Неужели в его труде не было места дидактике?
Фактически это подводит нас к мысли, что если объединить различные контексты использования слова методика как в специальных, так и общеупотребительных смыслах, то выйдет что дидактика в целом таки является отдельной областью знаний. То есть рассмотрение «корней» этого термина что от общего частному, что наоборот — приводит нас к одинаковому результату.

Дидактические исследования?

Но более всего учителя должна интересовать не возможность «помирить» понятия искусство и наука в приложении к дидактике, а направленность осознанных исследований.
Если просто смотреть на эту область, даже и в рамках одной педагогики, наибольшие усилия и успехи наблюдаются в конкретных предметных областях или в применении к конкретным социальным группам. Первое называют предметной дидактикой, а втрое — дифференциальной. А по-простому — вновь мы говорим о частных дидактиках.
Следовательно, нельзя отбрасывать необходимость попыток работы в области выявления законов общей дидактики, в приложении к мыслящим существам, так сказать. Причём именно просто мыслящим, без явных привязок к «уровню интеллекта». Посему пытаться строить дидактическую теорию вне рамок некоторой теории познания — бессмысленная трата сил и времени.
По идее, зная, как проходит процесс познания можно создать идеальные обучающие процессы. Но проблема не столько в том, возможно ли это, а в том, что люди (а в общем случае и животные) различаются не столько физиологически, сколько психически-эмоционально-социально. Поэтому всё равно потребуется индивидуальная подстройка, во-первых, а во-вторых, в реальной жизни «обучающие компоненты», тоже различаются, начиная с самих педагогов и организационных форм обучения.

Интересные факты о дидактике

  • Термин дидактика практически не используется в англо-саксонской педагогике и проходит как теория обучения в рамках недетской психологии. Предлагаются разные концепции и методики, но как мы уже выяснили, они представляют собой частные дидактики, поэтому нелюбовь англосаксов к термину дидактика — это просто культурно-историческая фишка.
  • Интересна трактовка дидактики в искусстве, как подмены эстетического, конкретно-чувственного изображения действительности моралистическим. Стоит напомнить, что под изображением здесь понимается не графическое, а именно концептуальное понятие какого-то цельного образа.
  • Дидактика как поучение, неотделима от жанра басни.

Комментарии