Парадокс о яйце и курице знают все, хотя рассматривают его как определённую технику анализа проблем совсем немногие. А о других реальных примерах предпочитают просто не задумываться - не дай бог заметишь, и мол всё - задача решений не имеет. Но этот страх верен только отчасти.
Да, если попытаться обобщить, то окажется что вопрос о возникновении жизни не имеет логического объяснения как результат сознательного и планомерного развития некоторого процесса. Но никто не запрещал ни случайности, ни необъяснимые возможности. Кроме того, почему не изучать птиц как класс живых существ со всеми их свойствами, функциями, особенностями и прочим (это я и на цикл размножения намекаю)? Плюс возможности их использования (да в той же кулинарии, что стесняться то?)
Так что если с педагогикой и есть что-то сильно НЕ ТАК, то надо разобраться с этой скользкой частью и не тратить время на попытки объяснения, а научиться использовать с толком и учитывать в планах.
И уж трудно ожидать, что каждый учитель выполняя свою работу, постоянно прямо таки раздавлен морально из-за того что не знает, "Что же первично?" Да так, что ни есть ни спать не может, бедняга.
Но я буду нехорошим дяденькой и начну издалека. Шучу... немного.Тем не менее, начать придётся не с формального представления парадокса, а рассказать, как учителя до такой жизни докатились.
Да будет свет!
В понимании некоторых понятий играет роль не только их коренное значение, зачастую действительно происходящее от древних языков, но и его развитие через призму социо-научно-культурно-географического путешествия в течении десятилетий, а обычно — столетий.
Обучение патрициев в Древнем Риме |
Слово дидактика в этом смысле является достаточно типичным примером, происходя от древнегреческого didaktikos – поучающий. Но позднее оно прошло формирование и осмысление в более поздних европейских культурах и часто приводится уже в осовремененном виде как галльское (французское) didactique. В переводе из Dictionnaire de l'Academie Francaise, 7eme edition (1835) это означает нечто предназначенное, служащее и подходящее для процесса обучения.
А это - наши дни |
В русский язык и педагогику это понятие приходило как из греческого, так и французского языков.
- Для первого переводом является действительно понятие поучать с ближайшими синонимами наставление и назидание. В своих согласованных значениях указание, инструкция, руководство, предписание в смысле учить, сообщать информацию. То есть по своему возникновению, пониманию и естественному развитию термин дидактика соотносится с направленным действием, процессом.
С одной стороны, это соответствует воззрению XXI века, что дидактика — это искусство или наука обучения в рамках некоторой теории(й), однако для человека с простым мышлением возникнет конфликт между словами наука–искусство, а у учителя-практика гримасу вызовет заявление о наличии работающих теории(й).
- По сравнению с этим, понимание дидактики как области изучения методов и форм обучения может показаться не столь значительным, однако именно это волнует учителей, и, опосредованно — учеников с родителями.
Так или иначе, дидактика претендует на позицию учения о преподавании. И в таком качестве кажется более широкой чем педагогика.
Так что же первично: педагогика или дидактика?
Отнесёмся к этому вопросу как к логической задаче, тем более что не получится отрицать, что существенная часть понятия дидактика в своей основе это процесс, используемый в педагогике.
Поэтому, рассматривая эти два понятия рядом, следует рассматривать их условное пересечение, ибо, например, самообразование или спортивная подготовка к педагогике не относится, но о дидактике самообразования (как учиться самому правильно и эффективно) безусловно надо говорить и изучать. Да и подготовка спортсменов дело немаловажное.
В рамках этого-же примера видно, что дидактические теории и методы могут быть как общими для разных областей, так и сильно отличаться. Поэтому говоря о дидактике в педагогике надо понимать, что для большинства эти понятия неразделимы, вплоть до того, что в энциклопедическом словаре Брокгауза–Ефрона [Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907] слово дидактика отдельно не рассматривается вообще, только как часть педагогики.
Поэтому и складывается такая странная ситуация, что о дидактике вообще, для чего угодно, как об отдельной полностью автономной отрасли знаний не говорят. Просто термин дидактика сам по себе равен педагогической дидактике в умах большинства, а о любой другой дидактике говорят, уточняя этот термин областью конкретного применения, например — дидактика самообразования (больше известная как автодидактика).
Но в любом случае дидактика как процесс связана и характеризуется множеством атрибутов и неким направлением движения, значит есть место стратегия, постановке целей, решению задач, анализу содержания, поиску закономерностей, разработке методы и принципов, общие вопросы организации. А также воспитание в процессе обучения.
По вполне понятным причинам дидактику долгое время пытались вместить в прокрустово ложе науки и только - излагающей теорию образования и обучения, исследующей закономерности усвоения знаний, умений и навыков, и на основе выявленных закономерностей разрабатывающей определённые системы обучения.
В этом ключе дидактика это теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Как теоретическая наука она хочет изучать реальные процессы обучения, устанавливая факты и закономерности (связи) между различными сторонами обучения; раскрывает их сущности; выявляет тенденции и перспективы развития.
Однако разрабатывая проблемы отбора содержания образования, устанавливая принципы обучения, нормативы применения методов и средств обучения, дидактика естественным образом подходит к выполнению собственно нормативно-прикладной, конструктивно-технической функции. Обе эти задачи связаны, но не тождественны. Поэтому делая уклон в одну из них, вторую по крайней мере приходится держать в уме, дополнительно не забывая об воспитательном аспекте везде, где он значим.
То есть вполне ожидаемо дидактика должна заниматься научным обоснованием и постоянно ориентируется на множество других наук, как философия и социология, логика и психология, физиология высшей нервной деятельности. То есть дидактика - это некое учение о преподавании.
Тем не менее постоянно оказывается, что дидактические новинки и находки появляются не из-за поступательного логико-научного развития (хрен вам по всей морде), а как продукт интуиции, эвристики и просто проявлений таланта, даже сугубо артистической деятельности иной раз. То есть на лицо проявления искусства (на современном языке - проявления креативности), которые иногда потом удаётся описать и использовать научно, то есть предсказуемо.
Облако - медведь. Кому-то - повод улыбнуться. Кому-то - повод задуматься о величии природы. А кого-то просто озарит и родится что-то новое. |
Однако если отойти от попытки однозначно классифицировать дидактику как вид производящей силы, остаётся задача научить чего-то достигать её посредством.
Из-за этого в нашем словаре появляются новые понятия. И наиболее часто употребляемый - это методика. Малоизвестно, что методику называют ещё частной дидактикой, подчёркивая характер и задачи этого термина. Поэтому, когда говорят о некоторой методике преподавания, особенно в приложении к конкретному предмету типа математики или иностранного языка, фактически мы говорим об подразделе дидактики нацеленном на решение конкретных задач, даже не употребив ни разу само это слово.
Фактически это подводит нас к мысли, что если объединить различные контексты использования слова методика как в специальных, так и общеупотребительных смыслах, то выйдет что дидактика в целом таки является отдельной областью знаний. То есть рассмотрение «корней» этого термина что от общего частному, что наоборот — приводит нас к одинаковому результату.
Дидактические исследования?
Но более всего учителя должна интересовать не возможность «помирить» понятия искусство и наука в приложении к дидактике, а направленность осознанных исследований.
Если просто смотреть на эту область, даже и в рамках одной педагогики, наибольшие усилия и успехи наблюдаются в конкретных предметных областях или в применении к конкретным социальным группам. Первое называют предметной дидактикой, а втрое — дифференциальной. А по-простому — вновь мы говорим о частных дидактиках.
Следовательно, нельзя отбрасывать необходимость попыток работы в области выявления законов общей дидактики, в приложении к мыслящим существам, так сказать. Причём именно просто мыслящим, без явных привязок к «уровню интеллекта». Посему пытаться строить дидактическую теорию вне рамок некоторой теории познания — бессмысленная трата сил и времени.
По идее, зная, как проходит процесс познания можно создать идеальные обучающие процессы. Но проблема не столько в том, возможно ли это, а в том, что люди (а в общем случае и животные) различаются не столько физиологически, сколько психически-эмоционально-социально. Поэтому всё равно потребуется индивидуальная подстройка, во-первых, а во-вторых, в реальной жизни «обучающие компоненты», тоже различаются, начиная с самих педагогов и организационных форм обучения.
Интересные факты о дидактике
- Термин дидактика практически не используется в англо-саксонской педагогике и проходит как теория обучения в рамках недетской психологии. Предлагаются разные концепции и методики, но как мы уже выяснили, они представляют собой частные дидактики, поэтому нелюбовь англосаксов к термину дидактика — это просто культурно-историческая фишка.
- Интересна трактовка дидактики в искусстве, как подмены эстетического, конкретно-чувственного изображения действительности моралистическим. Стоит напомнить, что под изображением здесь понимается не графическое, а именно концептуальное понятие какого-то цельного образа.
- Дидактика как поучение, неотделима от жанра басни.
Комментарии
Отправить комментарий