Чтобы не быть совсем голословным, воспользуемся опытом изготовителей гитар (не только акустических), чтобы ожидания определённого звучания были не чисто научными.
Евгений Крашенинников - гитарный мастер |
А для тех кто имеет что-то из деревянных наушников или иных "странных" материалов - чего стоит ждать и сравнить с собственными ощущениями.
Прошу обратить внимание, что здесь я пользовался материалами других авторов, но проверяя мнения разных мастеров и музыкантов. Так что если кто-то из моих читателей захочет аргументированно поправить/дополнить - буду только рад увидеть это в ваших комментариях.
Прошу обратить внимание, что здесь я пользовался материалами других авторов, но проверяя мнения разных мастеров и музыкантов. Так что если кто-то из моих читателей захочет аргументированно поправить/дополнить - буду только рад увидеть это в ваших комментариях.
Влияние породы древесины на звучание гитары
Липа (Basswood)
Ольха (Alder)
Представьте себе липовую текстуру, но с более крепкими кольцами – это добавляет жесткости, и, соответственно, насыщенности обертонов. Ольха «держит» больше верхних частот, которые смягчает липа; это же верно и в отношении низов. В результате получается более широкий спектр тонов, что на слух воспринимается как менее среднечастотный звук по сравнению с липой.
Болотный ясень (Swamp ash)
Реально не существует. Термин обносится к ясеням, выросшим в местах с высокой и постоянной влажностью. Дерево очень резонансное по всем диапазоне частот, оно обладает чистыми «колокольными» верхами, подчеркнутой серединой и сильным низом. Вместе с тем, в нем заметны случайно распределенные провалы на средних частотах, что делает звук нескольких конкретных инструментов различающимся больше, чем в случае липы или ольхи. Более тяжелые куски, либо взятые выше корневой части дерева будут более «мертвыми» и «безжизненно» звучащими, так как дерево будет равномернее и плотнее. Можно будет забыть о приятном звуке открытых пор, останется лишь звук жесткого, неотзывчивого дерева, без яркости и сустейна твердых пород или открытости мягких. Северный ясень, или просто обычный ясень имеет классический «стеклянный» звук с более глубоким резонансом.
Плотность остается равномерно распределенной внутри колец и между ними, таким образом дереву присуща хорошая равномерность. Постоянная плотность слегка компрессирует средние частоты, и это может восприниматься как «жирный», полный звук, так как в то же время низкие и средне-низкие частоты также воспроизводятся хорошо. Отсутствие выпяченной середины и отзывчивость в динамике. Но все же дерево нельзя назвать «не-среднечастотным», так как оно хорошо резонирует во всем гитарном диапазоне, просто оно не настолько отзывчиво к ним как ольха или ясень. Оно также фильтрует больше частот в верхней середине, что дает более «гнусавый» призвук. Верхние ноты звучат насыщеннее и жирнее, чем ольха или ясень. Звук махогани характеризуется прежде всего резкой, взрывной среднечастотной атакой и резонансом на (низкой) середине. Еще звук можно описать как бархатистый.
Грецкий орех (Walnut)
Оно плотнее и тверже махогани, поэтому звук ярче, однако открытость пор приводит к комплексности среднечастотного диапазона – на некоторых участках он кажется компрессированным, на других – динамичным. На ритме ощущаются «гнусавые» оттенки, но в соло-игре ноты «выпрыгивают». У него есть много преимуществ перед другими традиционными гитарными породами – резкая атака и плотный низ ясеня, но мягкие верха махогани и проработанные средние а-ля ольха. Недостатки – оно тяжелее, и более закрепощенное по звуку. Тяжелые куски будут глушить средние частоты и выдавать чересчур гнусавый и безжизненный звук, так что древесина должна быть легкой и с достаточно открытыми порами для того, чтобы резонировать на основных гитарных частотах.
Происхождение – Гавайи. Коа относится к маслянистым породам, таким как розовое дерево (палисандр), и это слегка глушит верхние частоты в атаке, но его плотность это компенсирует. Верхние частоты представлены, но в компрессированном виде – они не «выпрыгивают», как «разбитое стекло», скорее, они просто присутствуют в достаточном количестве. И они же скорее являются верхней серединой, чем верхами.
Корина/Терминалия великолепная (Korina)
Кратко ее можно охарактеризовать следующим образом – «супер-махогани» или «махогани делюкс». Их структура волокон довольно схожа, и звучание также. Считается, что у нее более приятный среднечастотный диапазон, и она более отзывчива.
Мягкий клен. Вместе с тем он довольно тяжел, с яркой верхней серединой и глухими басами. Экстремально плотные верхние частоты здесь отсутствуют, потому что поры дерева настолько закупоренные, что компрессируют звук.
Твердый клен. Северный канадский клен. Это дерево «кричит». Оно громкое, с сильной верхней серединой, яркими верхами и слегка заваленными, но очень плотными басами.
Ель (Fir-tree)
С одной стороны, очень мягкое дерево, с другой – довольно жесткое по своей усредненной плотности. Таким образом в цельнокорпусном инструменте оно будет выдавать невероятный резонанс и открытую середину, но вместе с тем сохранит высокочастотную атаку, и будет иметь добротное низкочастотное «рычание». Из-за низкой плотности звук в целом не будет восприниматься как имеющий меньше середины чем липа. Середина будет такой же мощной и динамичной, за исключением чистых верхов и низа. Возможно наиболее полночастотный материал для корпуса.
Лэйсвуд – это настоящее «мульти-плотностное» дерево (есть целый ряд деревьев с похожей древесиной). Двойная плотность будет подчеркивать одни тембры и отфильтровывать другие. Дерево звучит ярче чем ольха, и насыщеннее чем сплошной клен. Это еще одно дерево, хорошо работающее с расширенным низом. Его двойная плотность дает хороший каркас для плотных низов, вместе с тем из-за тепло звучащих мягких секций достигается хороший компромисс с более высокими струнами
Палисандр/Розовое дерево (Rosewood)
Из-за своей маслянистости и высокой плотности не стоит ожидать от него выдающейся яркой атаки или мягкого открытого звука.
Особое внимание надо обратить на то, что в создании гитар используются несколько сортов дерева для различных частей конструкции, что позволяет добиваться комбинации акустических эффектов. В случае наушников подобное практически невозможно.
Дополнительные замечания по производству и звучанию гитар
Есть две стандартные породы дерева, используемые для верхней стенки - это ель (spruce) и кедр (cedar). В акустических гитарах в основном используют породу ели, именуемую "sitka spruce". Она растет как в Америке, так и в Европе, и не является редкой породой, поэтому и цены на неё умеренные. Иногда на передних стенках более дорогих инструментов можно увидеть "engelmann spruce", этот вид еще называют "немецкой елью". Растет она в основном в Альпах и в Канаде. В очень редких случаях и, как правило, на инструментах стоимостью свыше $3000 можно увидеть ещё один подвид ели - "аdirondack spruce" - "красную ель". Это довольно редкая и дорогая разновидность, обладающая звуком звонким, как sitka, но более глубоким. Когда-то именно эта порода ели считалась стандартом в гитаростроении, но уже много лет подавляющее большинство гитар изготовляются из "sitka spruce". Кедр придает звуку более мягкий, “обволакивающий" оттенок, но зато ель более звонкая, даже резкая при несоблюдении технологии производства. Кроме того, ель с годами приобретает более глубокий звук; у кедра это качество практически отсутствует.
Перейдем к бокам и задней стенке коробки. Обычно они делаются из одинаковых материалов. Самые популярные - "mahogany" (красное дерево), "rosewood" (палисандр) и "maple" (клён). Красное дерево придает инструменту мягкий "ровный" звук. Звук этот обычно средней глубины и каждая струна хорошо звучит отдельно. Палисандр же обладает более глубоким и "вязким" звуком - это особенно чувствуется на басах. Этот вид дерева хорош для ритмических партий, игры в акустическом оркестре и просто если вам нравится более глубокий звук. В отличие от красного дерева, струны по отдельности слышны хуже, зато, если резко ударить по всем струнам сразу, получается сложный и объемный звук. Все остальные виды сравнивают с этими двумя. Например, клён обладает более резким и звонким звуком, чем палисандр, то есть ближе к красному дереву, но он не имеет такой мелодичности и мягкости звука как красное дерево.
Еще одно довольно известное дерево в гитаростроении - орех. Звук у него довольно звонкий и не очень глубокий, но если сочетать его с кедром, то получаются прекрасные результаты.
Также в последнее время приобретает популярность гавайская коа. Звук коа немного глуховат. Он мягкий и достаточно глубокий, но в нем почти нет звонкости. Зато внешне это один из самых красивых видов дерева.
Замечания для электрогитар
Самый популярный вид дерева для производства гитар это хорошо всем известная ольха (Alder). Гитары, сделанные из ольхи, имеют хорошо сбалансированное чистое звучание с «сочной» серединой. Ель (Fir) применяют в основном для производства полуакустических электрогитар. Дает теплый ровный звук. Наиболее звонкие гитары, идеальные для исполнения партий соло, изготавливаются из клена (Maple) и ясеня (Ash). Эти инструменты имеют акцентированную атаку, их звучание в большей степени более «стеклянное», чем у любого другого вида древесины. Гитары из клена и ясеня выдают звук с ярко выраженными верхними частотами. Красное дерево (Mahogany) используется при производстве гитар для «тяжелых» стилей. Звучание подобных инструментов отличается теплой и сочной серединой, имеет глубокие низы и сглаженные верха. По качеству звучания низов гитарам из красного дерева нет равных (лучше звучат только инструменты, изготовленные из экзотического дерева бубинга – Bubinga).
Комментарии
Отправить комментарий