Поскольку о вопросах надо писать или мало или очень много, затрону один тип проверочных вопросов, практически не упоминаемый в российских источниках по дистанционному (оно же онлайн или виртуальное) образованию. Если не мудрить, то существует всего три типа (вернее даже класса) вопросов:
- Открытые. Ответ должен написать сам опрашиваемый, это может быть слово, число, небольшой текст.
Сам вопрос должен быть своего рода подсказкой, помогающей задать направление мыслей опрашиваемого. - Закрытые. Ответ выбирается или "собирается" из вариантов, предоставляемых опрашиваемому сразу, даже если сама последовательность вопросов образует собой уточняющую цепочку.
Ответ на вопрос обычно может быть только правильным или неправильным, но возможно задавать вопросы с составным ответом (multiple selection), когда ответ может быть частичным, и часто стоит оценивать варианты такого частичного ответа, например если он включал в себя главные и вторичные признаки. Понятно, что полное или частичное отсутствие упоминания главных признаков будет гораздо более тяжёлой ошибкой. - Риторические, или не подразумевающие ответа. Они не требуют прямого ответа и задаются с целью вызвать ту или иную реакцию.
Риторические вопросы важно формулировать так, чтобы они звучали кратко, были уместны и понятны каждому из присутствующих. Полученное в ответ на них молчание и будет означать одобрение нашей точки зрения. На компьютерных системах обычно не реализуется.
А вот вариантов логического, структурного и технического исполнения механизма задавания вопроса и получения/формирования ответа множество. Некоторые из этих форм с первого взгляда не относятся к закрытым, но это заблуждение касается вопросов в которых вы вводите оценку из некоторого интервала (обычно числового, например выразить степень согласия) или тех, где нужно упорядочить "атомарные", так сказать ответы/варианты (обычно по степени предпочтения).
Формально вопрос можно сделать полузакрытым, если отдельный вариант выбора (обычно именуемый как Иначе, или Ваш вариант) где опрашиваемый может высказаться в свободной форме.
Всё написанное в начале новизны не составляет, но вот придумать новый тип вопросов в котором сложность размышления окажется повышенной оказалось очень непросто. За последнее время, пожалуй, только один и встретился.
![]() |
В некоторых странах им стали уделять много внимания, причём организованно |
В русском языке они воспринимаются немного по-разному, но после формального представления "технологии" вопроса вы поймёте, что эти два варианта именования словно относятся к характеру составных частей вопроса, как бы степени категоричности.
Как говорили наши предки: "Приступим, помолясь!
A-R вопрос как целое состоит из двух утверждений/суждений (заявлений что некий факт имеет место быть) и причин или рассуждений почему это утверждение верно. Если хотите, можно назвать их малыми утверждениями со своими частными причинами.А чтобы ответить на "цельный" вопрос, сначала надо убедиться в полной корректности обоих малых утверждений. То есть факт имеет место быть именно по заявленной причине. Так как подразумевается что одно из малых утверждений (обычно второе по порядку) объясняет оставшееся (первое), то если оба утверждения будут верны, то необходимо убедиться, что причинная/"размышлятельная" часть правильно объясняет фактическую.
Утверждаемое в обычно касается сути общего вопроса, проблемной ситуации (темы) или могут включать конкретный пример/задачу.
С помощью примеров вопросов станет понятней о чём речь и как всё выглядит в целом, но целями ради которых вопрос ставится именно в такой усложнённой форме, являются:
Вопрос исследует вашу способность понимать отношения типа причина - следствие, как собственно и способность распознавать подобные отношения.
Он проверяет и знания, и понимание, как и/или почему что-то работает. А так же вашу способность соотнести имеющиеся у вас знания с проблемой и как их можно применить для её решения. То есть не просто осознать факт что упомянутое решение применимо и каковы его ограничения (если есть), но и почему оно собственно будет (или, наоборот не будет) работать.Чтобы не вызывать сомнения в читателях которые свободно читают на английском и испанском, в качестве примеров я взял вопросы с других ресурсов, но внимательно их проверил и качественно перевёл.
Пример 1 (Компьютерные технологии, защита информации)
Даны два утверждения. Если утверждения А и Б корректны, определите, может ли Б объяснить утверждение А.
Утверждение А. Microsoft Office 365 предлагает компаниям различные варианты аутентификации пользователей для доступа к возможностям пакета. Если компания желает управлять политикой использования паролей, они могут запустить топологию служб Active Directory Federation Services и интегрировать их в Office 365.
Утверждение Б. Инструмент Windows Azure Active Directory Synchronization (DirSync) из Microsoft Office 365 предоставляет компаниям механизм синхронизации паролей, который синхронизирует хеш-коды паролей каждые 5 минут.
Варианты ответов.
А. Оба утверждения верны и утверждение Б правильно объясняет утверждение А.
Б. Оба утверждения верны, но утверждение Б не объясняет утверждение А.
В. Утверждение А верно, а Б - нет.
Г. Утверждение А неверно, а Б - да.
Д. Оба утверждения ложны.
Правильным ответом будет Б, так как оба решения позволяют управлять политиками использования паролей, но как программные технологии Password Sync и ADFS совершенно несовместимы и одновременно можно пользоваться только одной из них.
Первый вопрос задан в весьма неудобной, даже недружественной форме, поэтому хоть примеры 2 - 4 и используют тот же набор ответов что и пример 1, сформулированы они проще; да и само представление вопроса имеет форму привычного (в грамматическо-смысловом аспекте) предложения. Так что прочтите, и если знания позволяют - проверьте себя. Изображения служат не столько для подсказки, сколько иллюстрируя типичный уровень знаний. Достаточно ли его для ответа на вопросы, заданные в такой форме?
Уровень сахара в крови быстро падает после резекции печени так как гликоген печени является основным источником сахара в крови.
В. Утверждение А верно, а Б - нет.
Г. Утверждение А неверно, а Б - да.
Д. Оба утверждения ложны.
Правильным ответом будет Б, так как оба решения позволяют управлять политиками использования паролей, но как программные технологии Password Sync и ADFS совершенно несовместимы и одновременно можно пользоваться только одной из них.
Первый вопрос задан в весьма неудобной, даже недружественной форме, поэтому хоть примеры 2 - 4 и используют тот же набор ответов что и пример 1, сформулированы они проще; да и само представление вопроса имеет форму привычного (в грамматическо-смысловом аспекте) предложения. Так что прочтите, и если знания позволяют - проверьте себя. Изображения служат не столько для подсказки, сколько иллюстрируя типичный уровень знаний. Достаточно ли его для ответа на вопросы, заданные в такой форме?
Пример 2 (Медицина, биохимия)
Уровень сахара в крови быстро падает после резекции печени так как гликоген печени является основным источником сахара в крови.
Пример 3 (Экономика, политэкономия)
Увеличенные государственные расходы всегда приводят к росту инфляции, так как государственные расходы не компенсируются какой-либо формой производства.Пример 4 (Химия, физическая химия)
Хлороформ обладает дипольным моментом так как молекула хлороформа является тетраэдрической.
Примеры для закрепления идеи, так сказать
- (А) После удара молнии, звук грома слышен после того как мы её увидели.
(Б) Это происходит потому что скорость света больше скорости звука. - (А) Не стоит проращивать зерно перед тем как съесть.
(Б) Проращивание "убивает" многие витамины. - (А) В холодных местах трубы часто разрывает при наступлении морозов.
(Б) Это происходит потому что при замерзании вода расширяется. - (А) На большой глубине внутри земной коры породы находятся в расплавленном состоянии, так как (Б) солнечные лучи нагревают поверхность планеты.
- (А) Одежду в горячей воде толком не отстираешь, так как (Б) жёсткая вода содержит много минеральных солей.
- (А) Когда-то Гималаи были дном древнего моря, так как (Б) в них находят множество окаменелостей морских животных.
- (А) Вакцина против СПИДа до сих пор не разработана, так как (Б) вирус СПИДа активно мутирует.
- (А) Бобовые культуры используют для удобрения почвы, так как (Б) микробы в корневых узелках связывают азот из атмосферы.
- (А) Надышавшись угарным газом (монооксид углерода) можно умереть, поскольку (Б) способность присоединяться к гемоглобину у угарного газа примерно в 200 раз выше, чем у кислорода.
Обращу внимание на последний вопрос, так как формально оба утверждения верны. Первое верно именно из-за использования слова можно, так при всей токсичности CO можно было вдохнуть совсем мало, можно принять меры для детоксикации самому, ну или в больнице откачают. Втрое утверждение сообщает реальный факт, подтверждённый биохимиками экспериментально. Но этого мало, так как не упоминается собственно получающийся Карбоксигемоглобин, из которого живые клетки не могут извлечь кислород. То есть в качестве объясняющего утверждения оно не является полным. Вот если бы было дописано про карбоксигемоглобин и неспособность клеток извлекать из него кислород...
Комментарии
Отправить комментарий