für die Pädagogik #1 Архетип

Архетип

От греческого «arce» - начало, и «tupoz» - тип, образец) – первоначальный образец. В психологии термин, впервые применённый в 1919 году К.Г. Юнгом (1875 – 1961) как форма коллективного бессознательного [Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991].
Архетипы — это структурные элементы так называемого коллективного бессознательного, находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний. Mundus archetypus — мир идей.
Картина Dana Tomsa Oberhoffer
https://www.artmajeur.com/en/danatomsa/artworks/galleries/1438570/roma-l-archetipo-del-creatore-progetto
Архетипы выполняют, согласно Юнгу, функцию моделей познания и поведения. В теории «коллективного бессознательного», созданной представителями швейцарской школы психоаналитиков Юнгом, Фрейдом и другими. Архетип — это множество генетически закреплённых в подсознании прообразов, всплывающих в корковую область, как они полагают, в снах, когда человек отключает сознание, отдыхая от дневных впечатлений («свято место пусто не бывает»).
По их представлениям, это в сущности иррациональный, эволюционно отложенный в бессознательном, в более глубоких слоях мозга (в том числе в так называемом коллективном бессознательном — в общественном сознании) древний комплекс, оказывающий существенное структурообразующее влияние на рационально выстраиваемую деятельность человека, вообще — на всю человеческую практику (искусство, литература, творческий поиск в других областях и прочее).
Типичным примером архетипа является распространённое в живописи изображение мáндалы — круга с вписанными в него крестами, ромбами и квадратами, — «дающее представление об упорядоченности, всеобщности, единстве и целостности универсума».
"Мандало-терапия" от Юли Романовой
Повсюду, где мы встречаем единообразные и регулярно повторяющиеся способы понимания, мы имеет дело с архетипом. В каком-то смысле архетип представляет собой изначально заложенные условия понимания и восприятия, предшествует любым схемам логического мышления. Архетип — это трансцендентальная схема или структура, в которой запечатлён опыт жизни всего рода. Архетип — это:
  • бессознательный пласт культуры, источник мифологии, аккумуляция родовой памяти человечества. Обозначает суть наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение и обеспечивающих основу поведения, структурирования личности, понимания мира. Примерами архетипов являются образы Родины — матери; Героя, побеждающего дракона; Сына, нашедшего своих родителей; Мудрости в образе старика и других.
  • в гуманитарном познании при исследовании различных аспектов культуры, её развития и функционирования позволяет объяснить её устойчивость и возможность взаимопонимания среди представителей одного типа культуры. В современных социально–гуманитарных науках архетипом часто называют устойчивые, постоянно воспроизводящиеся символы, образы и концептуальные конструкты мышления.
  • архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несёт на себе архетипический отпечаток. Юнг видел в архетипах формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека.
  • архетипы всегда наполняются конкретным содержанием. Они нейтральны в отношении добра и зла. В нестрогом смысле об архетипах говорят как об образах или мыслительных схемах, позволяющих человеку упорядочить свой жизненный опыт и восприятие внешнего мира, что проявляется в определённых формах поведения.
  • архетип представляет собой, по Юнгу: природные условия интуиции; первобытные формы постижения внешнего мира; внутренние образы объективного жизненного процесса; коллективный «осадок» исторического прошлого, хранящийся в памяти людей.
  • архетипы сравнимы с кантовскими «априорными формами» познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно архетипы не имеют конкретного психического содержания; другое дело — архетипические представления (концепты) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта.
  • вначале мы пытаемся применить к себе архетип полу–осознано, просто примеряя, понятен ли он нам вообще. Эта примерка может быть как персонифицированной, так и бессознательно образной (тень). В том случае если архетип затрагивает наше самосознание как мужчины или женщины, мы дополняем его своим личным гендерным восприятием. И лишь затем пытаемся осознать значение архетипа, его возможный скрытый смысл. Теперь это возможно, так как он оказался применим к нам и хочется понять его значение и смысл для других, словно мы примеряем на себя образ мудреца, уже сознательно погружаясь в поиск знания. Если архетип оказывается достаточно общим, смог тронуть нашу духовность или религиозность, то некоторые попробуют осмыслить его всеобщее значение, если оно гармонично накладывается на собственное восприятие мира и/или постулатов веры. Считается высшим уровнем познания архетипа.
Надо понимать, что «автоматически» каждый доходит лишь до стадии осознания/разумения доступной для него самого именно сейчас, и попытку перехода на следующий уровень следует только приветствовать. Тем не менее хоть стадия всеобщего осознания применима ко всем архетипам, «не надо множить сущности».
  • тайна воздействия искусства, по Юнгу, состоит в особой способности художника почувствовать архетипические формы и точно реализовать их в своих произведениях. «Тот, кто говорит архетипами, глаголет как бы тысячей голосов… он подымает изображаемое им из мира единократного и преходящего в сферу вечного; притом и свою личную судьбу он возвышает до всечеловеческой судьбы…» (К.Г. Юнг).
  • архетипы коллективного бессознательного являются своеобразными когнитивными образцами, на которые ориентируется инстинктивное поведение: интуитивное схватывание. Архетип предшествует действию, «спускает курок» инстинктивного поведения. В архетипах. накопился опыт тех ситуаций, в которых бесконечному числу предков современного человека приходилось «спускать курок» именно такого действия; это — когнитивная структура, в которой в краткой форме записан родовой опыт. Инстинкты представляют собой врождённые программы поведения, тогда как архетипы являются регуляторами психики, априорными формами, которые передаются по наследству биологически, а не посредством культурной традиции.
Может оно и пространство, но доносить смысл приходится самим
Роль и функционирование архетипов легко продемонстрировать в медиапространстве.
  1. Основное преимущество использования архетипов в медиатексте заключается в том, что первообразы как средства концентрации ментальных представлений, при грамотном представлении не влекут за собой деструктивных эффектов воздействия на аудиторию. Архетипы всегда привлекательны для аудитории, их использование в медиатексте позволяет усилить подсознательные впечатления, «всколыхнуть забытые воспоминания» (К.Г. Юнг). Сакральные образы обеспечивают недостающее звено между мотивацией потребителя СМИ и продажей медиапродукта.
  2. Архетипы не вызывают отторжения, воспринимаются как знакомый контекст, стимулируя эффект доверия к информационному продукту. Технику введения архетипа в текст называют «приёмом суммирования психической энергии». При удачном совмещении эмоционального фона изображаемого события с экспрессией архетипа, к энергии медиатекста присоединяется совокупность личных переживаний читателя (слушателя, зрителя), что придаёт медиатексту дополнительную убедительность и силу. Особенно эффективным данный процесс становится при культивировании архетипа на протяжении всего материала, например, когда архетипические представления становятся идейной канвой.
  3. Архетипы помогают за минимальное количество времени, в минимальном объёме материала донести максимум доступного к познанию содержания. Удачно воплощённый архетип позволяет ощутить реальность во всём её многообразии, в мельчайших каплях смысла. Предлагаемый факт превращается в чувственно–интеллектуальную целостность (концепт), в котором, несмотря на идейный стержень, может существовать множество значений (сложный, составной концепт). Однако следует признать ограниченность прочтения архисимвола аудиторией. Человек опредмечивает архетип относительно своих знаний, жизненного опыта, особенностей характера и темперамента. Один и тот же архетип разными субъектами может трактоваться с теми или иными погрешностями формируя лишь сходные концепты.
  4. Основные технологические операции, в режиме которых срабатывает архетип в медиатексте, это метафора (сгущение) и метонимия (смещение). Архетипы не требуют особых техник по продвижению. При определённом творческом усилии автору достаточно определиться с темой/идеей целого текста или его отрезка, сформулировать чувства, настроения и ассоциации, которые автор желает вызвать у аудитории, определить адекватный когнитивно–сенсорному полю архетип, выбрать стилевой рисунок текста, продумать композиционную канву изложения, насытив её изобразительным архетипическим рядом в зависимости от типа текста и канала коммуникации.
В целях соблюдения принципа «прозрачности текста» необходимо ограничить в количественном аспекте введение архетипов. Использование уже двух разных ментальных образов может породить смысловой дисбаланс, так, при случайном совпадении противоречивых архетипов возникает смысловой парадокс, в лучшем случае — анекдот.
Поскольку подача информации в общем имеет очень много общего с передачей знаний, то специфику восприятия и работы с архетипами в масс–медиа игнорировать нельзя, так как педагогика не просто взаимодействует, а фактически живёт во внешней среде и различные трактовки до определённого момента в интеллектуально–культурном развитии ученика нанесут вред. Если конкретизировать задачу использования архетипов в педагогике, в первую очередь они должны вызывать и поддерживать интерес учащегося, не противоречить критериям справедливой оценки и подталкивать ученика к социализации вообще и работе в группе в особенности.

Нужно понимать, что многие архетипы относятся к поведенческим и это надо учитывать: архетип предшествует действию, он запускает инстинктивное поведение. В архетипах накопился опыт тех ситуаций, в которых бесконечному числу предков современного человека приходилось действовать именно так. Инстинкты представляют собой врождённые программы поведения, тогда как архетипы являются регуляторами психики, которые передаются по наследству биологически, а не посредством культурной традиции.
Тем самым если в процессе обучения где-то удаётся совместить архетип и инстинктивную реакцию и помочь ученику отрефлексировать результат, то можно гарантировать не просто запоминание, а осознанное освоение знаний и/или навыков.

Синонимы термина «Архетип»

По отношению к архетипу иногда возможно воспользоваться терминами шаблон или образец.
  • Первое из них следует понимать больше в качестве инструмента, облегчающего наполнение правильными данными, соответствующими конкретной ситуации. Не зря говорят — сделай шаблон или воспользуйся шаблоном. Подразумевая что мы понимаем, как примерно это сделать и зачем, но можем совершенно не владеть и плохо понимать основу, послужившую для построения шаблона. Лучшим (отрицательным) гуманитарным примером служат современные политтехнологи.
Однако если автор может объяснить эту разницу или он уверен, что аудитория понимает разницу, термины архетип и шаблон можно использовать без ограничений.
  • Понятие образец подразумевает создание точной или очень близкой копии. При этом мы должны хорошо владеть техникой и инструментами, но нам совершенно безразличен образец. Необязательно знать, что это, а уж тем более зачем или как это работает. Не зря говорят — образец для подражания, предполагая определённое внутреннее содержание, но увы — часто обманываясь, соблазнившись внешним видом. В этом смысле следует помнить, что поскольку в педагогике одной из задач является воспитание с целью изменить суть, то в работах по педагогике следует избегать слова образец и использовать термин архетип.
Тем не менее существует одно слово которое весьма близко к понятию архетипа и именно из–за него термин образец является столь плохим кандидатом в синонимы. Это слово образ. Имея один корень, они очень сильно отличаются в смысловом плане. Если образец это что–то конкретное, то образ — это нечто размытое, но обладающее целым рядом узнаваемых и понятных черт.
Здоровый образ жизни - очень узнаваемый образ
Они могут быть, и зачастую оказываются неконкретными. Даже более, чтобы оставаться именно образом, он, по мере осознания и знакомства всё равно должен сохранять элементы неизвестности. В отличие от архетипа, который в конце концов должен стать понятным по крайней мере одному человеку, пусть даже его наполнение окажется весьма индивидуализированным. В этом смысле одно из самых широко употребляемых словосочетаний — художественный образ является лучшей иллюстрацией сказанного как в плане разницы с архетипом, так и схожести в архетипе уровня познания тень, где сам Юнг в качестве примера использовал образ Фауста. Другие два широко используемых архетипа которые практически неотличимы от образа как минимум до уровня анима/анимус — это «Мать» и «Герой».

Художественный образ потому неповторим, что известное всем художник сливает с чем-то, что только в душе его таится.

Валентин Тихонович Борисов
советский композитор, профессор,
музыкально-общественный деятель и педагог
В отношении к педагогике это означает что мы широко можем пользоваться понятием образ, так как оно не является ни конфликтным, ни слишком частным по отношению к архетипу в отличии от двух предыдущих.

Комментарии