Среди концепций связанных крайне сложным образом с кучей других, причём как горизонтально, так и вертикально - несомненно находится педагогика. И не умозрительно, а именно через призму реальной работы преподавателей. Что они делают, для чего и как.
Но только опыт подсказывает что переусложнять анализ, пусть даже и достаточно поверхностный не стоит. Вроде и занимается этим человечество уже тысячелетия (учит), да и все мало-мальски разумные твари тоже своих детёнышей учат. А тут уже сроки минимум в сотню раз большие. Но как мы знали мало о ней, так и продолжаем. То, что что с конца 19-го века и по наши дни постепенно сформировалось и громко именуется педагогическими теориями на самом деле, если честно - ad-hoc гипотезы, хорошо если подтверждённые.
Да и фиг с ними, ведь и без них хорошо учили и боролись с вызовами времени. Но нет даже более простого - минимальной классификации "видов" преподавания по особенностям их проявлений и привязки к уже проверенным и устоявшимся парадигмам обучения. Именно как практической деятельности учителей.
Этим я и занялся с подачи своей супруги, когда однажды мне показала работу колумбийского преподавателя в этом духе [Saldarriaga, V.Ó. (2000). Oficio de maestro, saber pedagógico y prácticas culturales en Colombia,siglos XIX a XXI. Investigación educativa y Formación Docente. Bogotá, Universidad del Bosque. No. 5/6. pp. 66–84].
Ну а дальше, всё в латиноамериканском стиле. Народ здесь на критику, а особенно на критический анализ адекватно реагировать так и не научился. Дикарис... Но и самих заносит частенько. Так что мира дружбы и жвачки у чувака с коллегами не вышло. Поэтому на забрезжившую и нечёткую ещё идею просто не обратили внимания, выплеснув, как водится с водой и ребёнка. С текстом статьи можете при желании ознакомиться, но нам (мне и читателям) понадобятся три диаграммы, в которых Салдарриага характеризует три выделившихся типа преподавательской деятельности:
Режим классический - нацелен на методологию, то есть больше связан со знаниями |
Режим модернистский - нацелен на культуру |
Режим современный - нацелен на общение, то есть больше ориентирован на социальный компонент |
Поскольку толком он не говорил что и как с этими диаграммами, пришлось анализировать и копать его список литературы, который и привёл в конце-концов к необходимости рассматривать педагогику как работу учителей как концепта в рамках того, что я сам назвал номадизмом, или концепцией путешественника. Работу учителя я стал рассматривать сквозь призму четырёх атрибутов (категорий, аспектов):
- Знания
- История (время)
- Общество
- Культура
которые несомненно присутствуют в любой учебной деятельности педагогов. Представление их как 4-х квадрантов прямоугольной (Декартовой) системы координат до определённого момента было условным и навеяным диаграммами Салдарриаги. Простой анализ позволил соотнести эти категории с исходными диаграммами.
| |||
| |||
|
Получалось что если разделить плоскость осями координат на две пары "бинарно-противоположных" характеристик, а именно
например таким образом, то расположение атрибутов приобретает уже не абстрактный, а совершенно конкретный смысл. Кроме того, если вспомнить про оси координат, то и их направления приобретают осмысленность, а именно:
- Горизонтальная - от Прикладного (адаптированного) слева до Абстрактного справа.
- Вертикальная "спускается" от Очевидного (про действия) вверху до Неявного (только информация) внизу.
Интересно что в интерпретации Салдарриаги все три образа работы учителей используют культуру как объективный аспект. Однако оба "новых" рассматривают её именно в духовном плане. Социальный аспект (общество) остаётся материальным всегда. Что подозрительно - "новые" режимы трактуют общественный аспект субъективно, делая подозрительным совпадение с критикой современных англо-саксонских изобретений как индивидуалистских и эгоцентрических.Ещё интересно что модернистский вариант помещает знания в квадрант объективного и материального, делая образование более научно и технически ориентированным, хотя и настаивает на важности культурного аспекта. Так что идея кажется разумной, но вот насколько хорошей?
Сразу скажу, что если внимательно посмотреть на различные существующие теории познания, можно предложить ещё один набор категорий для анализа преподавательской деятельности.
«Дискурсивным» я здесь называю классическое понятие этого термина: это такое систематическое, методическое и особенно понятийное мышление, которое последовательно, по частям, представляет некоторое целое и тем самым делает его познаваемым (Р. Декарт). А если по простому - когда говорят по делу и к месту. Так как применимость остальных трёх категорий к работе учителя и её анализу сомнений не вызывала, как раз и нужно было представить не слишком распространённый в среде не теоретиков термина дискурс.
На этом короткую теоретическую часть можно завершить, и попробовать посмотреть какие ещё устойчивые "режимы" преподавателя можно охарактеризовать подобным образом.
Комментарии
Отправить комментарий