Основные положения предлагаемой модели
Итак, если держать в уме связь с гидродинамикой и электромагнетизмом как направление "копать отсюда и до обеда", в обоих случаях объектами на которые оказывается влияние (прилагаются силы) являются ученики — физические частицы, которые могут и имеют целый ряд характеристик.
Среди них наше внимание сразу привлекает «условный материал» по своему составу (обладает количественными характеристиками) и такие обобщённые характеристики как масса и объём объекта (возможно и другие).
Кстати, в описательной части текстов слова интегральный и обобщённый будут синонимами ради "красоты" изложения, а не тайными указателями на "что-то" написанное мной между строк.
Далее, под действием соударений (взаимодействий) и особенностей материала самой частицы они могут сближаться и отталкиваться, причём меняя не только «внешние» характеристики движения, но и собственные «внутренние». Аналогичные процессы наблюдается в педагогике, только там на самом деле важны именно внутренние изменения (в ученике), в то время как чиновники от образования заинтересованы именно во внешних характеристиках.
В моей модели частицы-ученики остаются цельными даже после воздействий. Никаких ядерных реакций расщепления или синтеза! |
В первом приближении как материал, так и текущий объём знаний вполне очевидно соотносятся с личными характеристиками (способностями) и отношением к учёбе. Как собственного (внутреннего), так и внешних «коррекций» в результате действий преподавателя.
Объём, в свою очередь, является обобщённой характеристикой «широты охвата» наших знаний и ширины личного «поля зрения» ученика. Отношение плотности материала с глубиной/качеством знаний так же важно, но недостаточно само по себе. И педагогика, и реальная жизнь нас учат что знать много — хорошо, но о некоторых вещах надо знать гораздо больше. Кроме того, объём знаний, который в принципе может освоить человек конечен, но весьма велик. Да и глубина познаний может сильно варьироваться. Поэтому явных ограничений на подобные величины вводить не надо. Скорее индивидуальны, конечны и ограничены скорости изменений этих величин. Только без соотнесения результатов моделирования и практических экспериментов эти пределы этих изменений не определить.
Если бы всё было так просто... |
Итак, с глубиной знаний всё сложно, так как абстрактна идея глубины, а вот сами знания конкретны и специфичны. Причём важна не только их глубина как достаточно субъективный параметр. Их связность, то есть своего рода цельность играет не меньшую, если не более важную роль. Но в полной мере оценить её объективно не менее сложно. Подобные оценки больше косвенны, так как можно и знать, но не суметь «связать». Таким образом плотность материала скорее характеризует полноту усвоения материала как некоторой интегральной характеристики.
На самом деле никто не мешает нам разделять знания, переносимые обучающим потоком, на «теоретические» и «практические» (по крайней мере на эти две привычные группы). Но в этом случае следует задуматься не просто о механизмах «предоставления» информации, но и об её освоении и усвоении. Именно так, изначально разделяя эти понятия как различие между пониманием и дрессировкой. В том числе со временем стоит задуматься о том, что усвоить и освоить это только одно. Существует и продолжение, настоящая цель — способность применить знания и умения в реальной жизни. При этом уровни освоения и освоения "каждого атома знаний" совершенно точно зависят как от способностей ученика, так и от его настроя по отношению к учёбе.
Обращу ваше внимание и на том, что не стараюсь сузить восприятие модели строя её только для возможности расчёта (оценки) некоего «волшебного» функционала качества типа оценок по предмету или скорости обучения. Вопросы о «качестве управления» подразумеваются и "висят фоном", но больше как задачи для «внешней оболочки», то есть сама модель должна быть потенциально управляема и изменения её параметров не просто теоретически возможны, но и практически реализуемы.
На самом деле никто не мешает нам разделять знания, переносимые обучающим потоком, на «теоретические» и «практические» (по крайней мере на эти две привычные группы). Но в этом случае следует задуматься не просто о механизмах «предоставления» информации, но и об её освоении и усвоении. Именно так, изначально разделяя эти понятия как различие между пониманием и дрессировкой. В том числе со временем стоит задуматься о том, что усвоить и освоить это только одно. Существует и продолжение, настоящая цель — способность применить знания и умения в реальной жизни. При этом уровни освоения и освоения "каждого атома знаний" совершенно точно зависят как от способностей ученика, так и от его настроя по отношению к учёбе.
Примерно так |
Микровыводы
То есть надо заранее ориентироваться на рассмотрение различных механизмов воздействия на характеристики ученика как некоторого материального объекта со своими атрибутами. Вполне возможно что удастся выработать некоторые описательные характеристики и механизмы изменений исходя из известных физических характеристик с одной стороны, и видимых педагогических особенностей с другой. Поэтому в самом конце цепочки постов я приведу таблицы с основными параметрами модели происходящих от своих «физических» аналогов.Обращу ваше внимание и на том, что не стараюсь сузить восприятие модели строя её только для возможности расчёта (оценки) некоего «волшебного» функционала качества типа оценок по предмету или скорости обучения. Вопросы о «качестве управления» подразумеваются и "висят фоном", но больше как задачи для «внешней оболочки», то есть сама модель должна быть потенциально управляема и изменения её параметров не просто теоретически возможны, но и практически реализуемы.
Комментарии
Отправить комментарий