"Правильный" процесс обучения всегда предполагает самоподготовку |
Рассуждая о самоподготовке или самостоятельном обучении в качестве рефлексии и наблюдений как за учениками, так и коллегами, бросаются в глаза несколько вещей. Попробую привести их в более-менее логическом порядке чтобы предлагаемая аналогия с известным физическим явлением не казалась совсем уж высосанной из пальца:
Процесс самоподготовки всегда имеет план, даже если он не записан формально и строго пошагово.
Гарантировать усвоение материала в больших блоках (то есть и по количеству, и по продолжительности) затруднительно, поэтому самообразование обычно состоит из непрерывной последовательности коротких учебных или учебно-практических блоков, причём общий объём и разнообразие предоставляемой информации меньше.
Из-за отсутствия «привычной» внешней стимуляции, явной соревновательности и т.п., внутренняя мотивация как фактор разделения всех учащихся потока на условные группы не работает. Восприятие скорости в самообучении субъективно, то есть замотивированный ученик тоже изучит блок информации быстрее, но это будет заметно в сравнении с самим собой, то есть измерение скорости при самообучении носит скорее относительный, чем абсолютный характер.
Вкупе с предыдущим замечанием становится понятно, что на скорость обучения и размер успешно освоенного за один раз блока больше влияет форма и методология подачи информации, а простыми словами — притягательность её представления. То есть как бы странно это не звучало, но только после самооценки и саморефлексии становится понятно, что на скорость и степень усвоения и освоения информации влияло именно это как чисто внешний фактор. Причём информацию можно подать так отвратительно, что ощущения от её освоения скорее отрицательны.
Этим я хочу сказать, что была проделана работа, путь пройдён, но по нашей субъективной шкале мы ушли вниз вместо подъёма вверх.
На основе сделанных замечаний внимательный читатель сам способен увидеть аналогию с движением жидкости по капиллярам и понятиями смачивающей и несмачивающей жидкости.
Жидкость в капилляре поднимается или опускается на такую высоту $h$, при которой давление столба жидкости уравновешивается избыточным давлением.
Процесс самоподготовки всегда имеет план, даже если он не записан формально и строго пошагово.
Гарантировать усвоение материала в больших блоках (то есть и по количеству, и по продолжительности) затруднительно, поэтому самообразование обычно состоит из непрерывной последовательности коротких учебных или учебно-практических блоков, причём общий объём и разнообразие предоставляемой информации меньше.
Из-за отсутствия «привычной» внешней стимуляции, явной соревновательности и т.п., внутренняя мотивация как фактор разделения всех учащихся потока на условные группы не работает. Восприятие скорости в самообучении субъективно, то есть замотивированный ученик тоже изучит блок информации быстрее, но это будет заметно в сравнении с самим собой, то есть измерение скорости при самообучении носит скорее относительный, чем абсолютный характер.
Вкупе с предыдущим замечанием становится понятно, что на скорость обучения и размер успешно освоенного за один раз блока больше влияет форма и методология подачи информации, а простыми словами — притягательность её представления. То есть как бы странно это не звучало, но только после самооценки и саморефлексии становится понятно, что на скорость и степень усвоения и освоения информации влияло именно это как чисто внешний фактор. Причём информацию можно подать так отвратительно, что ощущения от её освоения скорее отрицательны.
Этим я хочу сказать, что была проделана работа, путь пройдён, но по нашей субъективной шкале мы ушли вниз вместо подъёма вверх.
На основе сделанных замечаний внимательный читатель сам способен увидеть аналогию с движением жидкости по капиллярам и понятиями смачивающей и несмачивающей жидкости.
Понятие угла смачивания жидкости |
Ключ в толщине капилляра |
Если обозначить $r$ — радиус капилляра, $\rho$ — плотность жидкости, $\theta$ — краевой угол и поверхностное натяжение $\sigma$ — плотность поверхностной энергии, то высота подъёма/спуска вычисляется как $\large h=\frac{2\sigma\cos\theta}{\rho gr}$, где $g$ как обычно ускорение свободного падения. Краевой угол $\theta\in [0^\circ, 90^\circ)$ описывает «притягательную» информацию, а $\theta\in (90^\circ, 180^\circ]$ — «отвратительную». Причём сильнее всего это выражено для углов близких к нулю или наоборот к $180^\circ$.
Так как понятие капилляра подразумевает что радиус это очень маленькие числа, то поделив на него получаем, что чем тоньше капилляр, тем выше поднимется жидкость.
Рассматривая параметры формулы можно предположить, что радиус капилляра в первую очередь связан с уровнем внутренней мотивацией как возможностью подняться выше и иметь больше субъективного времени на освоение материала. В то время как краевой угол и поверхностное натяжение как раз описывают внешние аспекты подачи материала вплоть до привлекательности. Необходимо отметить, что в простейшем случае берут $\cos\theta=\pm 1$ и единственным «внешним» фактором остаётся именно поверхностное натяжение. Тем не менее, в нашем распоряжении остаётся ещё один параметр, описывающий не информацию, а среду обучения — это ускорение свободного падения. Не следует забывать, что это просто параметр нашей модели, а не фундаментальная физическая константа планеты Земля.
Фактически, все рассмотренные и обсуждённые на данный момент явления показывают, что внешние воздействия (по отношению к ученику, естественно) необходимы для того, чтобы движение (учёба) продолжалась. Поэтому стоит внимательнее рассмотреть какие факторы, помимо силы тяжести, могут менять движение частиц.
Комментарии
Отправить комментарий