Порядок/беспорядок сказывается на всём. Что в педагогике, что в физических процессах. Никто в этом не сомневается. Но вот как, и в какой степени - эти вопросы часто становятся не просто критичными, а даже жизненно важными. Особенно при построении модели с наличием многих взаимосвязей.
Проблема турбулентности выявляет вторичный эффект, касающийся поведения ламинарного течения в предкритическом состоянии. В этом случае из-за параболического распределения скоростей число Рейнольдса вокруг центральной оси тоже будет выше, преобразуя эту область в турбулентную.
Появление неустойчивости именно в этой области с более мотивированными учащимися не является новостью с точки зрения психологии. А именно, описываемые условия сопутствуют более высоким нагрузкам и увеличением уровня стресса.
В рамках модели это выражается смещениями вбок от основного направления движения и снижения скорости этого поступательного движения. Причём, если предположить что уровень мотивации не будет сильно падать сразу, то это визуально это будет похоже на дёргания (болтанку) вокруг условного центра и предшествовать наступлению хаоса (турбулентности). Из-за того что наши ученики могут обладать совершенно разными характерами, привычками, интересами и т.п. то направление, интенсивность, длительность (и тем самым пройденная дистанция) этих «уходов в сторону» плохо предсказуемы, особенно при возрастании шанса взаимных столкновений.
Из-за того что участки контроля знаний в педагогике подразумеваются короткими (по общей длительности) и насыщенными активностями, то логически в рамках модели из-за непрерывности потока их можно реализовать только через увеличение скорости в сужениях ограниченной длины. Но рост скорости означает рост числа Рейнольдса. То есть именно в таких местах (в эти периоды времени) скорее всего и произойдёт срыв в турбулентность. Причём, как и было предсказано чуть раньше, первыми сорвутся как раз наиболее мотивированные ученики. Они и так учатся быстрее всех, а тут ещё заметный дополнительный рост скорости.
Это как-бы намекает, что более растянутые по времени проверки с меньшим сужением (относительным дополнительным увеличением скорости обучения на участке контроля знаний) и более длительным переходно–подготовительным и «восстановительным» периодом проверок повышает шанс сохранить ламинарность потока. Более того, далее мы покажем что существуют другие возможности по добавлению/убавлению общего количества энергии на участке, так что вопрос «ламинарного» прохождения контрольного участка зависит и от дополнительной подготовки всех учащихся на непосредственно предшествующем отрезке за счёт внешних воздействий. Но любое из них должно уменьшить количество энергии (временно замедлить скорость обучения) для нивелирования её неизбежного роста на участке контроля.
Возмущения внутри потока и их смысл
В турбулентном потоке распределение скоростей будет иным, можно даже сказать более равномерным, но всё равно скорость в центре будет побольше скорости у стенок. В педагогике этот эффект тоже наблюдается, так как ученики с более высокой мотивацией оказываются более устойчивы к пертурбациям и по-прежнему способны учиться лучше, чем ученики раздолбаи. Разница скоростей окажется меньше из-за того, что возрастает число столкновений между частицами, вызывая непредвиденные изменения в направлениях векторов скоростей и усиливая эффект их уравнивания, особенно на протяжённом участке.Проблема турбулентности выявляет вторичный эффект, касающийся поведения ламинарного течения в предкритическом состоянии. В этом случае из-за параболического распределения скоростей число Рейнольдса вокруг центральной оси тоже будет выше, преобразуя эту область в турбулентную.
Появление неустойчивости именно в этой области с более мотивированными учащимися не является новостью с точки зрения психологии. А именно, описываемые условия сопутствуют более высоким нагрузкам и увеличением уровня стресса.
Учащиеся стараются продолжать интенсивно учиться, но начинают (и это совершенно естественно) искать возможности отвлечься, расслабиться. |
Снижение скорости поступательного движения, а точнее — проекции общего вектора скорости на основную ось также означает нарастание проблем с преодолением потенциального барьера («запас» поступательной кинетической энергии становится меньше).Поэтому последствиями перехода в турбулентное состояние является не просто временный беспорядок как кажется некоторым, но и появление не просто прямых последствий связанных с ухудшением качества учёбы и её скорости, но и отложенных - таких, как невозможность продолжить учёбу позднее (имеется ввиду в имеющихся условиях). Причём для преодоления потенциального барьера теперь потребуются бОльшие внешние усилия, то есть именно учителю потребуется приложить больше усилий (совершить больше работы) или «сменить формат обучения». Эта смешанная физико-педагогическая интерпретация на самом деле не открыла ничего нового или неожиданного с точки зрения учителей, но самое главное при этом — вновь не нарушила никаких заявленных в основании модели аналогий.
Общие соображения о ламинарности и турбулентности в рамках модели
Как-бы не пугали, или наоборот не привлекали понятия ламинарности и турбулентности, эти явления не нарушают «макрозаконов» и закона сохранения энергии в частности. Если исключить потери энергии при частично упругих столкновениях частиц со стенками, запас энергии в некотором объёме жидкости будет постоянным. Так что величины кинетической энергии которой обладают частицы, описываются достаточно обще: параболическим законом Пуазейля при ламинарном течении и средней скоростью движения частиц в турбулентном. Конкретный вид распределения теоретически может быть любым, но всегда с конечной вариацией (дисперсией). Об осмысленных различиях внутренней мотивации в этом случае говорить не стоит.Из-за того что участки контроля знаний в педагогике подразумеваются короткими (по общей длительности) и насыщенными активностями, то логически в рамках модели из-за непрерывности потока их можно реализовать только через увеличение скорости в сужениях ограниченной длины. Но рост скорости означает рост числа Рейнольдса. То есть именно в таких местах (в эти периоды времени) скорее всего и произойдёт срыв в турбулентность. Причём, как и было предсказано чуть раньше, первыми сорвутся как раз наиболее мотивированные ученики. Они и так учатся быстрее всех, а тут ещё заметный дополнительный рост скорости.
Это как-бы намекает, что более растянутые по времени проверки с меньшим сужением (относительным дополнительным увеличением скорости обучения на участке контроля знаний) и более длительным переходно–подготовительным и «восстановительным» периодом проверок повышает шанс сохранить ламинарность потока. Более того, далее мы покажем что существуют другие возможности по добавлению/убавлению общего количества энергии на участке, так что вопрос «ламинарного» прохождения контрольного участка зависит и от дополнительной подготовки всех учащихся на непосредственно предшествующем отрезке за счёт внешних воздействий. Но любое из них должно уменьшить количество энергии (временно замедлить скорость обучения) для нивелирования её неизбежного роста на участке контроля.
Комментарии
Отправить комментарий