Матмоделирование процесса обучения Vol 14 Контроль: мечты и реальность

Клапаны и контроль знаний

А дальше - официально никак
Помимо потенциальных трудностей с турбулентностью потока, большая скорость приведёт к другому естественному результату — хороший ученик в потоке, насыщенном молекулами знаний, быстрее достигнет конца текущего сегмента, раньше других оказываясь в месте, где предполагается выполнить контроль знаний. Формально, если возможно пройти его немедленно, он сможет продолжать учиться, не дожидаясь отставших одноклассников.
Однако в обычной (классической) системе образования всё происходит не так. Можно себе представить что в трубу непосредственно перед участком контроля вставили клапан (сплошную перегородку), чтобы все достигнувшие его частицы-ученики собрались вместе и в определённый внешними требованиями момент клапан откроется, пропуская учеников в зону контроля.
С конструктивной точки зрения реального мира такое решение выглядит и простым, и легко реализуемым в физической и гуманитарных областях. Однако участок непосредственно предшествующий к клапану может превратиться в зону турбулентности (поток продолжает напирать), особенно если скорость обучения была близка к критической. Причём чем дольше время ожидания, тем больший беспорядок наступит. Ну и в качестве прямого следствия — понятие уровня мотивации как геометрического положения в этой зоне становится просто бессмысленным.
Чтобы снизить влияние этого, безусловно вредного эффекта и не ухудшить состояние учеников, необходимо сделать две взаимосвязанные вещи:
  • Уменьшить разброс скоростей. Этот момент мы уже успели обсудить достаточно подробно и в педагогике существуют возможности для этого;
  • Приступать к контролю как только большинство (обычно 60-80%) студентов закончат изучение материала (окажутся в конце текущего участка траектории). Желание дождаться даже всех отстающих крайне снизит, если вообще не разрушит мотивацию у всех остальных.
Побочным эффектом пребывания в зоне ожидания контроля будет перераспределение энергии в результате взаимных столкновений частиц. Это реальный физический процесс для жидкостей и газов, особенно заметный в смесях высокой плотности. Формально это перераспределение происходит в рамках закона сохранения энергии для всего множества частиц. При обучении малого количества учащихся символизирующие их частицы могут находится на достаточно больших расстояниях друг от друга. Поэтому столкновения если и будут, то только среди членов групп (если такие были), именуемых в физике кластерами. А значит большее время ожидания негативно скажется не только на мотивации каждого ученика, но и на целостности существовавших групп.
Предложение об уменьшении разброса скоростей только кажется разумным, так как глобально достижимо только путём понижения давления, а это, как уже неоднократно обсуждалось, приведёт не просто к снижению скоростей, а спровоцирует целый ряд проблем на последующих этапах. Это нехорошо звучит и с точки зрения физики и педагогики, так как потом только и остаётся провозглашать лозунги типа: «Бегом, пошевеливайтесь, не тормозим!» которые всегда провоцируют беспорядок, потерю самоконтроля; а фразы типа: «Ну, никто же вроде не пострадал и даже никого не потеряли» произносимые потом, звучат не просто издевательски, а показывают дебилизм произносящих их бюрократов от педагогики.
Проблемность обоих очевидных способов как избежать негативных эффектов от ожидания контроля стала предельно ясной со второй половины XX века, когда темп всей нашей жизни резко вырос и информационный охват стал поистине глобальным и всепроникающим. Единственным разумным компромиссом стало разделение учащихся на несколько групп по уровням их способностей и знаний, так как внутри каждой из таких групп разброс скоростей обучения будет меньше. Действительно высокое давление и возможность справиться с высокой скоростью обучения доступны немногим.
Современный мир требует усвоения большего объёма и разнообразия знаний, но формальные организационные рамки (в первую очередь временные) часто вообще не менялись, преобразуя эффекты подобные описанному из периодических трудностей в полноценные проблемы для всей учебной траектории. Хотя учителя и функционеры от образования часто понимают, что всех учить с одинаковой скоростью невозможно, реальных возможностей создать индивидуальные условия и среду обучения всем ученикам просто нет.
Фактически существуют только два варианта решения:
  • Поток без преград, когда проверка знаний производится тогда, когда ученик оказывается готов. Своего рода гибкий график, но полноценно эта концепция оформилась сравнительно недавно и известна под именем медленного образования, или slow schooling на английском. Эта простая идея реализует принцип: готов — продолжай обучение так быстро как можешь. Естественно это требует значительных организационных и некоторых методических усилий, особенно вначале. Тем не менее этот подход имеет и очевидное достоинство — учебные планы по каждой отдельной дисциплине требуют минимальных изменений как по структуре, так и по методологическому наполнению.
  • Для сохранения фиксированного календарного графика необходимо временно занять уже готовых учеников дополнительными активностями, чтобы они сохранили (как минимум) мотивацию или даже дополнительно повысили свой уровень готовности за то время пока остальные «подтягиваются». При этом нельзя занять их «хоть чем-то осмысленным», дополнительные занятия должны служить углублению и расширению навыков, обычно с уклоном в практику. Так, чтобы это было интересно ученикам. Например приглашая преподавателей и/или «сильных практиков» со стороны. Конечно это требует дополнительных материальных затрат, но должно быть организовано как премирование и заслуженная привилегия, а не тупое ожидание с не менее тупым повторением.
    Учитывая, что количество контрольных точек в процессе реального обучения всегда значительно, затраты на этот способ при простом «размножении» частных решений (для каждой конкретной контрольной точки конкретного предмета) будет слишком большими. Даже если и "разрулить" это чисто организационно, всё равно останется не озвученная пока трудность — для таких занятий нужны не просто хорошие специалисты, а харизматичные персоны с желанием преподавать. Личности, которые подогреют интерес к учёбе, но не отвлекут от грядущей проверки знаний
Кружок кендо - это несомненно круто.
Но не очень поможет подготовиться к экзаменам
Будем честными. Текущая организационная структура учебных заведений и их бюджет не позволят применить вторую стратегию на государственном уровне. Это возможно только в сознательно заинтересованных учебных заведениях.
Если вернуться с педагогической стороны обсуждения на физико-техническую, встаёт вопрос об эффективности и достаточности единственного «насоса» в начале текущего отрезка трубы. Ну не сможет он реализовать все подобные, местами чуть-ли не противоположные нюансы! И даже если ограничиться только предлагаемыми к применению в модели физическими законами, падение давлений на концах участков будет слишком большим и породит значительный разброс скоростей обучения.

Комментарии