В достаточно общем виде наука — это сфера деятельности, основная функция которой заключается в выработке достоверных знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира — так называемая научная картина мира, и, также, способов взаимодействия с самим миром — практика, или совсем строго: научно обоснованная практика.
Это было вовсе не так давно |
Тело науки составляют законы, формулируемые в рамках определённых теорий. Теория является самой развитой формой научного знания. Собственно развитие науки в основном и есть развитие и смена теорий. При этом нередки ситуации возвращения ранее отвергнутых теорий, переосмысленных на ином уровне и обнаруживших новые возможности. Наука не ограничивается чистым теоретизированием. Её развитие означает выход на новые области явлений, на новые взаимодействия с миром.
Воображению - ДА! Только не такому буйному... |
В развитии научного знания можно выделить стадию преднауки и науки в собственном смысле слова.
То, как я и некоторые исследователи теории познания или философии науки трактую приставку пред-, отличается от трудов чисто исторического плана, где преднаукой именуют состояние науки в древних Египте, Китае, Индии и Греции в период до нашей эры и первые тройку веков нашей. Поэтому если будете гуглить, заголовками ограничиться не удастся. Вот чем историкам не устроило именование античная?
Преднаука ещё не выходит за рамки наличной практики. Она моделирует изменение объектов, включённых в практическую деятельность, предсказывая их возможные состояния. Реальные объекты замещаются в познании идеальными объектами и выступают как абстракции, которыми оперирует мышление. Их связи и отношения, операции с ними также черпаются из практики, выступая как схема практических действий. Такой характер имели, например, геометрические знания древних египтян. Первые геометрические фигуры были моделями земельных участков, причём операции разметки участка с использованием мерной верёвки, закреплённой на конце с помощью колышков, позволяющих проводить дуги, затем были схематизированы и стали способом построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки.
Стела Нефертиабет Гиза Приблизительно 2590 год до н.э. (4-ая династия) |
Именно из-за этих особенностей преднаука не воспринимается как нечто, относящееся к текущему этапу познания. Нужно чётко помнить что это определённая фаза развития, а не исторический период.
Переход от преднауки к собственно науке был связан с новым способом формирования идеальных объектов и их связей, моделирующих практику. В развитой науке они черпаются не только непосредственно из практики, но преимущественно создаются в качестве абстракций, на основе ранее созданных идеальных объектов. Построенные из их связей модели выступают в качестве гипотез, которые затем, получив обоснование, превращаются в теоретические схемы изучаемой предметной области. Так возникает особое движение в сфере развивающегося теоретического знания, которое начинает строить модели изучаемой реальности как бы сверху по отношению к практике с их последующей прямой или косвенной практической проверкой.
Благодаря новому методу построения знаний, наука получает возможность изучить не только те предметные связи, которые могут встретиться в сложившихся стереотипах практики, но и исследовать изменения объектов, которые, в принципе, могла бы освоить развивающаяся цивилизация. С этого момента кончается этап преднауки и начинается собственно научный этап. В нём, наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука), формируется особый тип знания — теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических постулатов. Меняется и категориальный статус знаний — они могут соотноситься уже не только с осуществлённым опытом, но и с качественно иной практикой будущего, а поэтому строятся в категориях возможного и необходимого. Знания уже не формулируются только как предписания для наличной практики; они выступают как знания об объектах реальности «самой по себе», и на их основе вырабатывается рецептура будущего практического изменения объектов.
Чем наука отличается от обыденного познания? Прежде всего — по их продуктам (результатам). Обыденное познание создаёт конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой. Истинность знаний проверяется непосредственно на практике, так как знания строятся относительно объектов, которые включены в процессы производства и наличного социального опыта. Поскольку наука постоянно выходит за эти рамки, на наличные формы массового практического освоения объектов она может опереться лишь частично. Ей нужна особые практики, с помощью которой проверяется истинность её знаний.
Так - ни фига не получается... |
Основным механизмом развития научного знания является научное исследование на базе специальных методов. Именно поэтому совершенствованию этих методов уделяется особое внимание. Хотя наука претендует на свою исключительность в ряду способов познания мира и особенно — наибольшую достоверность и эффективность познания, всё же она не единственная форма познания, равно как и достоверность получаемых ею знаний всегда необходимо подвергать сомнению.
Наконец, существуют специфические особенности субъекта научной деятельности. Субъект обыденного познания формируется в самом процессе социализации. Для науки этого недостаточно. Ей требуется особое обучение познающего субъекта, которое обеспечивает его умение применять свойственные науке средства и методы при решении её задач и проблем.
Зародившись в древнем мире в силу общественных потребностей, наука длительное время была областью деятельности для избранных, как мы это называем сейчас.
Рафаэль, «Афинская школа» (1511) |
Однако постепенно, начиная с 16 века, она стала постепенно выделяться в отдельный социальный институт оказывающий действие на общественную жизнь и культуру в целом.
Англия 16 век. Эпоха Реформации. С одной стороны - откровенное мракобесие, а с другой - зарождение капитализма и современного нам научного мышления |
Со временем важность этого института только возрастала, сопровождаясь периодами постепенного (экстенсивного) и взрывного (революционного) развития. При этом по мере её разрастания всё более становилась видна её особенность, которую сейчас мы именуем диалектической — сочетание поиска и исследования различий и наоборот, общих элементов. Одновременно из понятия науки и, соответственно, охватываемых ей областей исключаются, с одной стороны, все чисто фактические и технические сведения и указания, а с другой стороны — все чисто умозрительные построения.
Наука не столько констатирует, сколько конструирует знания, относящиеся к одному и тому же предмету или одной и той же области, сообразуясь с историческим контекстом, логически организуя или доказывая их (в той мере, в какой они поддаются доказательству), добиваясь для них если не всеобщего, то хотя бы группового признания со стороны компетентных умов (в этом отличие философии от всех прочих наук, ибо в философии возможно противостояние компетентных умов).
При изучении человекоразмерных объектов поиск истины оказывается связанным с определением стратегии и возможных направлений преобразования такого объекта. С системами такого типа нельзя свободно экспериментировать. В процессе их исследования и практического освоения особую роль начинает играть знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия для человека. В этой связи трансформируется идеал ценностно-нейтрального исследования.
Объективно истинное объяснение и описание применительно к человекоразмерным объектам не только допускает, но и предполагает включение ценностных факторов в состав объясняющих положений. Возникает необходимость разъяснения взаимного влияния и сохранности фундаментальных внутринаучных ценностей (поиск истины, рост знаний) с вненаучными ценностями общесоциального характера.
Если попытаться не просто описать понятие науки, а таки выделить существенные признаки, то таковыми, например, могут быть
- наибольшая проверенность или доказательность со стороны содержания, то есть признаны и проверены как можно большим количеством компетентных лиц;
- научные знания должны быть деперсонифицированы, то есть они могут быть осознаны любым человеком с достаточным уровнем знаний;
- наибольшая систематичность со стороны формы. В идеале — достаточно абстрактны чтобы их можно было применять в различных областях напрямую или по аналогии;
- наука предметна и объективна, она не предполагает эмоционального оценивания. Говоря об эмоциональности мы не отбрасываем возможности учёта и работы с эмоциями, но и они должны оцениваться объективно, однозначно и однообразно;
- наука не ограничивается отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые, в принципе, могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи;
- имеет особые практики, с помощью которых проверяется истинность её знаний — научные эксперименты. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте, а остальные связываются между собой логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое;
- этика науки запрещает умышленное искажение истины в угоду тем или иным социальным целям;
- переход к собственно науке связан с новым способом формирования идеальных объектов и их связей, моделирующих практику. Теперь они черпаются не непосредственно из практики, а создаются в качестве абстракций, на основе ранее созданных идеальных объектов. Построенные из их связей модели выступают в качестве гипотез, которые затем, получив обоснование, превращаются в теоретические схемы изучаемой предметной области.
В качестве немедленного следствия это означает, что педагогика в целом на нынешнем этапе развития наукой не является, так как она расплывчата в работе с эмоциями, недостаточно доказательна, субъективна (в основном из-за недостатка определённых личных качеств и устремлений у исследователей), крайне ограничена и примитивна в отношении предсказаний, а немногие абстрактные конструкции слишком общие и не обладают механизмами гарантированной конкретизации и контекстуализации. Более того, есть примеры педагогических теорий, которые на поверку оказываются социально ангажированными в сторону ограничения развития учеников, либо их узкого профилирования. Тем не менее нельзя отрицать имеющиеся подвижки, так что педагогика несомненно находится в фазе преднауки.
Однако как развитие уже наук, так и преднаук на самом деле определяется распространёнными в них идеями, причём успехи развития, равно как и превращения преднауки в чистую науку сильно зависят от этого множества идей, которые принято называть парадигмами.
Комментарии
Отправить комментарий