Теория Vol 6: Парадигма!

Парадигма — особенно яркий пример или модель, служащая эталоном мышления.
Так понимали слово «парадигма» (paradeigma) Платон и Аристотель; сегодня это его значение используется в эпистемологии или истории науки. К настоящему времени понятие парадигмы ещё не получило точного значения, однако в самом общем смысле парадигмой можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, пользующихся всеобщим признанием и в течение какого-то времени направляющих научное исследование.

Парадигма, если совсем грубо - это тот порядок, что способен воспринять и использовать ваш мозг
Парадигма — одно из основных понятий, используемых Томасом Куном [1] [Thomas S. Kuhn, The Structure of Scientific Revolutions. 50th anniversary, (4th ed.), (2012). University of Chicago Press. p. 264.; Thomas S. Kuhn, The Structure of Scientific Revolutions (1st ed.), (1962). University of Chicago Press. p. 172.].
[1] Томас Кун (1922–1996), американский историк и философ науки. Описал развитие научного знания говоря о научных революциях и парадигмах. Считается наиболее цитируемым и влиятельным философом XX века.
Томас Сэмюэл Кун [1922 - 1996]
Парадигма воплощает в себе бесспорное, общепризнанное знание об исследуемой области явлений. Это совокупность теорий, технических приёмов, ценностей, проблем, метафор и т.п., которую в ту или иную эпоху разделяют представители той или иной научной дисциплины. Однако, говоря о парадигме, имеют в виду не только некоторое знание, выраженное в принципах и законах. Учёные — создатели парадигмы, не просто сформулировали некоторую теорию или закон, при этом они решили ещё одну или несколько важных научных проблем и тем самым дали образцы того, как нужно решать проблемы. Оригинальные опыты создателей парадигмы в очищенном от случайностей и усовершенствованном виде затем входят в учебники, по которым будущие учёные усваивают свою науку.

Уточняя смысл парадигмы, Кун ввёл понятие дисциплинарной матрицы. Последняя включает в себя элементы трёх основных видов: символические обобщения, или законы; модели и онтологические интерпретации; образцы решений проблем. Овладевая в процессе обучения этими классическими образцами решения научных проблем, будущий учёный глубже постигает основоположения своей науки, обучается применять их в конкретных ситуациях и овладевает специальной техникой исследования тех явлений, которые входят в предмет данной научной дисциплины. Именно эту совокупность передают обычно студентам, благодаря чему они получают возможность приобщиться к современному им научному знанию, найти в науке своё место и плодотворно работать в ней.
Дисциплинарная матрица исторической науки, предложена Йорном Рюзеном
Rüsen, Jörn, Historische Vernunft : die Grundlagen der Geschichtswissenschaft
Кроме того, задавая определённое видение мира, парадигма очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение. Всё, что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения с точки зрения сторонников данной парадигмы. Одновременно парадигма устанавливает допустимые методы решения этих проблем. Благодаря этому она определяет тип получаемых в процессе эмпирического исследования фактов. Таким образом, парадигма служит основой определённой научной традиции. Символические обобщения и их принятая онтологическая интерпретация задают тот мир (аспект, срез реальности), который исследует её сторонник. Приняв этот мир, учёный преобразует поступающие из внешнего мира стимулы в специфические «данные», имеющие смысл в рамках избранной парадигмы.
Кроме частных парадигм, относящихся к конкретным научным дисциплинам, выделяется общенаучная парадигма, характеризующая общее мировоззрение науки как целого.
Нормальное состояние науки («нормальная наука», по выражению Куна) подразумевает господство парадигмы. Поле исследования, таким образом, обозначено вехами предыдущих открытий, а работающие в этом поле учёные придерживаются между собой определённого консенсуса. Они согласны друг с другом не только в признании ценности уже совершенных открытий, но и в том, что следует открывать дальше, какими методами и с какой целью.
Столкновение парадигм - именно так всё и происходит
Напротив, научная революция знаменует собой период, в которой появляется новая парадигма, опровергающая предыдущую, предлагающая решение вопросов, прежде считавшихся не имеющими решения, некоторые вопросы отметающая и ставящая взамен их новые. Именно таков переход от классической (ньютоновской) механики к релятивистской физике (теории Эйнштейна и его последователей). Он сопровождается не только новыми решениями, но и новыми проблемами, трудностями и процедурами. Примерами подобных теорий являются аристотелевская динамика, птолемеевская астрономия, кислородная теория горения Лавуазье, электродинамика Максвелла, теория атома Бора и т.п.
Поток стимулов, воздействующих на человека, можно сравнить с хаотичным переплетением линий на бумаге. В этом клубке линий могут быть «скрыты» некоторые фигуры, скажем, утки, кролика, охотника или собаки. Содержание парадигмы усвоенное учёным, позволяет ему формировать определённые образы из потока внешних воздействий, «видеть» в переплетении линий именно утку, а не кролика или собаку.
А кто тут?
То, что переплетение линий изображает именно утку, а не что-то иное, будет казаться несомненным «фактом» всем приверженцам данной парадигмы. Требуется усвоение другой парадигмы для того, чтобы в том же самом переплетении линий увидеть новый образ и, таким образом, получить новый «факт» из того же самого материала. Именно в этом смысле каждая парадигма формирует свой собственный мир, в котором живут и работают её сторонники.
Таким образом, как отметил Кун, две разные парадигмы несоизмеримы, и переход от одной к другой возможен только путём глобального преобразования, несводимого к чисто рациональному продвижению вперёд. Поэтому судить об одной теории в терминах парадигмы, к которой она не принадлежит, нельзя. Это, разумеется, не отменяет прогресса, но предостерегает против его понимания как линейного и непрерывного процесса.
В марксистской литературе понятие парадигмы используется при анализе процессов художественного и научного творчества. К. Маркс и Ф. Энгельс обратили внимание на то, что различные науки принимались в качестве образцов и выдвигались на первый план в концепциях науки: если Ф. Бэкон [2] видел в качественной физике основу естественных наук, то Т. Гоббс [3] провозглашал геометрию «главной наукой». Если говорить о сциентизме [4] напрямую, то длительное время наука отождествлялась с естественными науками.
[2] Френсис Бэкон (1561–1626), английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма. Один из первых крупных философов Нового времени, Бэкон был сторонником научного подхода и разработал новый, антисхоластический метод научного познания. Догматической дедукции схоластов он противопоставил индуктивный метод, основанный на рациональном анализе опытных данных. Главные произведения: «Опыты, или наставления нравственные и политические», «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон», «Новая Атлантида».
[3] Томас Гоббс (1588–1679), английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики».
[4] Сциентизм — термин, обозначающий взгляды людей, которые чрезмерно преувеличивают роль науки в культуре и обществе в целом. Более прямо — это наука, рассматриваемая как религия. Сциентист утверждает, что наука изрекает абсолютные истины, тогда как она сообщает лишь относительные знания; что наука призвана руководить всем на свете, тогда как она способна лишь описывать и (иногда) объяснять происходящее. Сциентизм ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественно-научного знания и тем самым оставляет за наукой право и способность решать все социальные проблемы.
Экспериментальные и естественные науки являлись в определённую эпоху моделью, образцом. Поскольку в это же время общественные науки (политика и история) стремились найти объективную основу, которая в научном отношении была бы пригодной для того, чтобы придать им такую же точность и силу, какими обладали естественные науки, то понятно, что к этим последним обращались при создании языка общественных наук. Признавая общие принципы деятельности учёных, определённые культурные стандарты, эталоны и методологические рекомендации, выступающие в качестве образцов при решении исследовательских задач внутри отдельной научной дисциплины, марксистская методология науки отвергает унификацию методологического и предметного многообразия научных дисциплин, попытки построения некоторой нормативной методологии науки вообще.
В приложении к педагогике понятие парадигма может иметь и более специфичное значение, унаследованное из психологии. Там этот термин имеет два наиболее распространённых значения:
  • Особый комплекс взглядов, включающий все установки, убеждения и методы, характерные для этих взглядов. В главном русле науки парадигма обычно принимается всеми исследователями, работающими в данной области.
Поэтому распространено мнение о том, что психологию нельзя считать точной наукой, и в ней не может быть одной общепринятой парадигмы, под которой бы подписалось большинство психологов.
  • Конкретная экспериментальная процедура — например, парадигма классического формирования условных рефлексов по Павлову [5] [И.П. Павлов, Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных. М.: Наука, 1973. 661 с.]
В частности, это выражается как в отсутствии не просто единой, а вообще сколько-то проработанных общепринятых парадигм (пункт один), а также переоценке возможностей воспитания (пункт два).
[5] Павлов Иван Петрович (1849–1936), русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы. Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.


Комментарии