Теория Vol 8: Синектика - это не только вкусно, но и полезно

Признанный автор синектики Уильям Гордон (Gordon, 1961, p.5) описывает синектику как “объединение различных и даже несопоставимых элементов”, как слияние разных идей. Другое подобное описание синектики приводит Старко (Starko, 2010, p. 151): “это техника, основанная на метафорах и аналогиях, чтобы объединить различные элементы в процессе поиска новых идей или решений”.

А о чём подумаете ВЫ, услышав слово Жёлудь?
Процессы в основе синектики можно представить как “преобразовать нечто странное в знакомое” и “преобразовать знакомое в странное” (Prince, 1968, p. 4). Второе важно для исследователей и изобретателей, в то время как первое важно в процессах обучения и изучения со стороны студентов (Gordon, 1973, p. 11). Оба процесса выполняются посредством выработки различных аналогий.
О чём вы подумали первым делом?
- О радуге?
- О свете?
- Об электричестве?
- ...?
Обычно синектика предполагает, что её субъекты — это не отдельные персоны, а группы людей. В частности, поисковые действия организуются как совместные; обсуждение и выбор метафорических аналогий, действительно образно-эмоциональных. Выполняется это в среде межличностного взаимодействия с однозначной взаимной поддержкой/помощью.
Но не так
Для организации процесса «синектической» работы обязательно учитывать следующее:
  1. Начальная постановка задачи.
  2. Анализ задачи и предоставление необходимой начальной (предварительной) информации.
  3. Проверить, какие возможности решения (уже) имеются.
  4. Переформулировать задачу так как её поняли/интерпретировали Вы.
  5. Совместно выбрать одну из предложенных интерпретаций.
  6. Предложить креативные аналогии (связанные с задачей образы).
  7. Доработать формы возможного решения(ий) или на основе существующих; всё это с учётом конкретных ограничений задачи. Переформулировать «ограниченный» вариант назад на язык начального описания.
Осмысленный порядок решения и вполне обычные «процедуры» действий делают синектику притягательной для нечётких исследовательских задач.
Поместите изучаемый объект в «странные» условия. Этим вы помогаете себе не просто разорвать привычные/обыденные смысловые отношения, но и обновить/освежить массив собственного опыта, вовлекая ранее не использованные навыки и/или информацию.
Повторять подвиги Винни Пуха при этом необязательно

Комментарии