Учителю на заметку #4 Бедный, бедный (не) Йорик...

Буквально недавно прокомментировал, что таксономию Блума (старую) не попинал и не покритиковал только либо очень ленивый, либо совсем тупой. Правда ей самой или собственной близкой версией на практике пользоваться продолжали. Новая версия более реалистична, но я и сам указал на весьма скользкий момент. Тем более что главной претензии - однозначной иерархичности система Блума преодолеть не смогла.
Поэтому многими и неоднократно предпринимались попытки предложить иные системы классификации. Мне, в силу образования математика-прикладника, компьютерщика + опыт преподавания свой и коллег и очевидно, и несомненно что любая подобная система будет содержать элементы вертикальной иерархии. Это опыт и его "прикидывание к носу". Но вот дальше вариантов побольше.
Чем уж первоначально меня зацепил вариант предложенный Робертом Марзано [Marzano, R. J. (2000). Designing a new taxonomy of educational objectives. Thousand Oaks, CA: Corwin Press.] сейчас не скажу, но разумным он выглядел точно и был замечен педагогами теоретиками и методистами.
Robert J. Marzano
brock Prize in education innovation, 2008
Классификация Марзано основана на трёх "новых" блоках + области знаний. В оригинале их именуют systems or domains: Self-System, Metacognitive System и Cognitive System + Knowledge Domain.
Система самооценки/самореализации решает, продолжить ли действовать по текущему шаблоны или надо начать новое, отличающееся действие. Основывается на трёх аспектах:
  • "Вера" в важность знаний, точнее - осознание важности самим и для себя (для своего окружения)
  • Предположения (в том числе и интуитивные) об эффективности
  • Эмоции, связанные со знаниями
Метакогнитивная система (метапознание) отвечает за установление целей и отслеживание степени их достижения, итого - четыре аспекта:
  • Задать цели обучения
  • Отслеживать процесс приобретения знаний
  • Ясность/понятность наблюдений
  • Точность/честность наблюдений
Когнитивная (познавательная) система отвечает собственно за обработку всей необходимой информации, поэтому здесь, как ни крути, есть "аспекты" и есть "процессы":
Извлечение знанийПониманиеАнализИспользование знаний
Вспомнить
Выполнить
Синтез
Представление
Соответствие
Классификация
Анализ ошибок
Обобщение
Уточнение
Принятие решений
Решение проблем
Экспериментирование
Исследование
Для области знаний особой детализации нет:
  • Информация
  • Мысленные действия
  • Физические действия
За исключением познавательной системы которая обладает некоторой иерархичностью сама по себе, остальные компоненты это набор аспектов. Поэтому расписав задачу стоящую перед учеником (на самом-то деле!) по областям, аспектам и, где надо, привязав к конкретным процессам и/или действиям, можно упорядочить их согласно задаче и индивидуальным возможностям (как ученика, так и учителя и среды обучения). При этом Марзано совершенно правильно не настаивает на излишней детализации работы со знаниями сходу. Ведь не все и не всегда способны выделить даже "Что" и "Как". Куда уж требовать детальности сразу.
Из остальных элементов замечания требует только элемент "Представление" на уровне понимания. Марзано не выходит за идею работы с образами как обобщённым понятием, поэтому представление - именно о том образе, который привязывается внутри нас к конкретному кусочку знаний или навыков. И делать это эффективно можно по разному. Не только в зависимости от природы образа, но и предпочтений ученика.

Чем таксономия Марзано точно покажется непривычной части учителей - так это наличием само- системы. Дело в том, что классификации типа Блумовской фактически никак не работают и не учитывают компонент внутренней мотивации это раз, и необходимость действовать самостоятельно для полного осознания - это два. Про второе - скорее недостаточно и опосредовано. Про эмоциональную составляющую и говорить нечего, хотя достаточно провести самостоятельно хоть один урок и учитель понимает важность внутренней мотивации и эмоционального настроя. И что это совсем не одно и то же.
Поэтому , если хочешь ставить "приземлённые" цели - всё равно будешь учитывать подобные факторы.

Комментарии