Перечитывая некоторые произведения по вселенной Звёздных войн, то радовался, то обалдевал как там трактуют такое простое слово как равновесие для создания собственного сюжета.
Собственно равновесие - это действительно когда поровну. Но не всего - так в жизни не бывает. А поровну - согласно некоторому критерию оценки.
И вот тут наступает интересный момент. Те, кто интересуется математикой или вынужденно сталкивается со статистическими материалами хорошо знают, что реальное среднее (и собственно начальное количество от которых оно происходит) практически никогда не равно точно другому числу. А в изменчивых системах - и даже надеяться не стоит. Поэтому равновесием считают малые сдвиги вокруг точки устойчивого положения. А поскольку закон сохранения по большому счёту универсален, то для вывода системы из этого положения всегда необходима подача энергии извне. "Почти напрямую" типа термодинамики или целенаправленно - прикладывать силу и тем самым совершать работу, энергия от которой обязательно перераспределиться внутри системы.
А если не забывать о том, что мы как-бы находимся "внутри" этой некоторой системы и положение и количество устойчивых точек может зависеть от её текущего состояния, то часто оказывается что положение точки устойчивости долго не менялось и, теоретически, "население" могло сохранять равновесие всё это время. Потом точка устойчивости сместилась (неприятно, но решаемо). Но она могла и вообще исчезнуть, точнее перестать быть таковой. И вот тут либо плыть по течению, либо стараться грести своими силами. Но вы уверены что знаете куда и что там есть другая точка устойчивости?
Но если вернуться в более простым вещам, то многие критерии качества используют сложение, вычитание или их комбинации. Поэтому сложную систему с кучей элементов и случайными изменениями гарантированно сдвинуть можно двумя способами:
- Добавление или удаление элемента значительно отличающегося по величине от остальных. А лучше нескольких таких разом;
- Добавление или удаление большого количества элементов с малым, но одинаково направленным изменением.
Элементарной арифметикой и логикой народ владеет, так что если не трогать положение точки равновесия (это уже другой тип сюжета), то есть всего четыре формальных варианта сохранения равновесия для системы из двух сил (типа светлой и тёмной стороны силы в SW). Но только вот эти две возможности одинаковы именно с точки зрения математики. А вот с точки зрения житейского опыта первый является быстрым (иногда даже мгновенным), а второй - всегда медленным. Знакомая ситуация: один натворил, а потом куча народа пашет чтобы исправить, а конца и края всё никак не видно...
Так что призыв к писателям и сценаристам: не забывайте эти несколько вещей про которые я решил напомнить в своём посте.
Комментарии
Отправить комментарий