für die Pädagogik #0 АрКоМен

Да, именно так: Архетипы, концепты и менталитет.

Может название и заумное, но у меня были серьёзные и многолетние основания обдумать связь этих трех терминов и их связь не просто с наукой, а больше с педагогикой.
Для затравки, по жизни мы их именуем куда грубее
В попытках разрешить многочисленные проблемы современной педагогики педагоги и/или методисты исследователи активно привносят идеи из других областей. Результаты могут быть как успешными, так и провальными. Но основной проблемой этих авторов является крайне неаккуратное оперирование «импортными», в особенности важно звучащими терминами. Некоторые из них настолько глубоки и всеобъемлющи, что из-за своей малой распространённости или узко-научной применимости лишь частично понимаются их пользователями, а сторонние читатели и вовсе могут ошибаться в их значении.
Слово концепт легко привязать к дизайну и лингвистике. Но неужели это всё?
Из-за связи педагогики с психологией, культурой и общенациональными задачами, и проблемами, некоторые из таких терминов стали регулярно появляться в публикациях самого разного уровня. Имея не просто классическое университетское образование, а расширенное математическое - меня местами выбешивало не столько безграмотное использование самих терминов, сколько уже феерические выводы и предложения подобных публикаций.
Да, да! Это именно менталитет!
Самое странное, что учителя, а зачастую и аспиранты от педагогики в книжки глядеть не хотят. Даже погуглить лениво...
Поэтому плюнул и занялся самообразованием, точнее появилось сильное желание освежить и обновить свои знания со времён школы, универа и аспирантуры. Естественно, другим хотелось предложить это не в форме сухих определений, которые легко найти в Интернете, а с многочисленными пояснениями и примерами. Насколько получилось - судить Вам.
Одновременно с этим проводится привязка этих терминов к педагогике и по отдельности, и в совокупности, так как они: архетип, концепт и ментальность на самом деле тесно взаимосвязаны и их проявления окружают всех нас, и преподавателей и учеников в реальной жизни.
Образная интерпретация этой триады на основании скорректированного определения архетипа открывает большие возможности в конструировании и анализе влияния педагогических методик и приёмов, когда преподаватель заранее может оценить последствия их применения и возникающие требования к самому себе.

Введение

В современных гуманитарных науках существуют тревожные тенденции неточного использования терминов, неправомочной подмены одних другими. Там, где идёт речь об определениях, их пытаются переписать и удлинить добавлением заумных слов, путая науку с наукоподобием. Другой тревожной тенденцией является попытка представить свой опыт и своё исключительное восприятие как достаточную основу для переопределения понятия.
И уже не тревогой, а реальной проблемой является совмещение или замещение родственных понятий, когда автор «забыв» одно слово в словосочетании или его часть в составном термине претендует на новый результат. Например, этнография и авто–этнография. Второе безусловно происходит от первого, но оно уже чётко отделено как понятийно, так и в плане методологий и техник. Которые не всегда могут быть корректно применены в общей этнографии.
Другой проблемой является плохое понимание терминов с вариациями в определениях, или что хуже всего – устоявшимся житейским пониманием. В этом случае авторы интерпретируют их как абстрактные ключевые слова (часто совпадают целые группы ключевых слов из разных областей знаний) и в результате пытаются смешать несмешиваемое. В частности, комбинация психологии, культурологии, педагогики и методов этнографических исследований способна породить прекрасно выглядящих, но совершенно безжизненных монстров.
Ещё одной (уже сознательной) вредоносной ошибкой является подмена простых терминов более сложными, особенно если они однокоренные или являются частичными (в смысловом плане) синонимами. Например — архетип и тип там, где первое вообще не соответствует пониманию этого термина в других науках. Зато слово красивое.
Учитывая, что молодые исследователи предпочитают брать подобные скандальные и двусмысленные публикации на веру, дополнительно приукрасить уже от себя и не думать самостоятельно, то некоторые фундаментальные понятия, используемые в психологии, педагогике, культурологии и лингвистике требуется представить заново, сознательно представив их подробно и с нескольких сторон ради лучшего понимания и корректного использования.
Поскольку выбранные автором понятия действительно глубоки и связаны со всей человеческой жизнью и действиями, то ограничиться просто развёрнутыми определениями не получиться. В частности, из-за того, что в живом языке (даже в научных работах) стремятся использовать синонимы, особенно если надо подчеркнуть особо конкретную точку зрения, мы рассмотрим и ряд синонимов, давая им детальную характеризацию с точки зрения понятийной близости и корректности использования. Так же, как неоднократно будет показано далее, обсуждаемые понятия тесно взаимосвязаны и это не прямое отношение от простого к сложному. Этому я тоже постарался уделить достаточное внимание, особенно при обсуждении менталитета.
Замечания о связи терминов с педагогикой я старался приводить непосредственно по ходу изложения. Заключений я не делаю, каждый должен примерить предложенную тему "на себя", например в рамках постулатов известных педагогических систем.

Дополнительные термины

Моей задачей не стояло тотальное упрощение имеющегося материала, тем не менее я старался избегать терминов со специфическими определениями, детально известными только философам и теологам. Тем не менее, использование нескольких таких терминов давно вышло за рамки специальной литературы, поэтому нам понадобится они «настоящие». Итак:
  • эмпирический — основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент.
  • под трансцендентным мы будем понимать нечто, лежащее за пределами опыта, недоступное опытному познанию. Философы идеалисты вообще называли трансцендентным всё непознаваемое для разума. В более житейском понимании это что–то находящееся за пределами мира. В теологии трансцендентность — синоним потусторонности Бога, перекликается с житейским пониманием, но никак не относится с темой статьи.
  • иррациональный — недоступность рассудку — то, что не может быть постигнуто разумом, что явно не подчиняется законам логики, что оценивается как «сверхразумное», «противоразумное». В психологии это класс функций человеческой психики, лежащих «за пределами разума» — ощущения и интуиция. В других словах, это положение о том, что поведение человека направляется силами, которые частично или полностью не осознаются.
  • концептуальные структуры (в научном знании) – понятие, обобщающее различные виды структур научного знания, так как исходная установка научного и вообще рационально-теоретического мышления касательно своих познавательных средств предполагает направленность на создание специфических понятийных конструкций, обладающих специфичной внутренней структурой.
  • конструкт – понятие современной методологии науки, подчёркивающее активность, конструктивность работы научного сознания при введении в состав концептуальных структур научного знания и язык науки специфически научных понятий и соответствующих терминов. В настоящий момент трактуется так, что вся концептуальная структура науки в целом может претендовать на роль знания о действительности, а не быть некоей формальной «языковой игрой». Изначально конструкты считались инструментами, искусственными языковыми средствами которые способствуют решению задач в эмпирических науках, обеспечивая контакт знания с реальностью.
  • Под рефлексией понимается рассмотрение человеком оснований собственного действия. Если она производится с целью вскрытия того, как выполняется данное действие, то в этом случае осмысливается основание конкретного частного действия. Такой уровень рассмотрения называется «формальной рефлексией.
    По-другому осуществляется рефлексия в том случае, когда ставится задача обнаружить, что является (в этом действии) причиной его успешного выполнения в разных условиях. Такую рефлексию называют «содержательной»: здесь определяется зависимость действия от общих и существенных условий его выполнения» [В. Васильев, Т. Ямских, Дистанционное обучение: деятельностный подход, Высшее образование в России, № 3, 2003].
Таким образом, в современном понимании, трансцендентность означает непознаваемость на опыте и противоположна эмпирическому знанию, а иррациональность ― непознаваемое разумом, но существующее в нас и нередко определяющее слова и действия. А рефлексия, как личная, так и групповая — является важным инструментом познания.

Комментарии