für die Pädagogik #8 Эмоциональная Экология?

Появление новых взглядов на задачи, относящиеся к гуманитарным наукам куда более привычно чем в науках технических, однако сильно отличается от последних тем, что если предлагаемое название является комбинацией понятий, которые считаются общепринятыми и понятными всем, то формализованного определения иногда приходится ждать десятилетиями, даже для идеи, показавшей себя жизнеспособной. Такая ситуация относится и к подходу, который стали именовать Эмоциональной Экологией.
Videntibus nolite credere - Не верь глазам своим.
[Ioanne Eckio - Enchiridion locorum communium, 1565]
А ведь даже толковое и полное определение экологии уже накладывает определённые ограничения, если мы хотим использовать именно его. А уж про историю возникновения и понимания того, что такое эмоция можно не просто говорить, но и долго спорить. Фактически работы в этой области базируются на упрощённых определениях экологии и эмоции. А для эмоций используется даже не определение, а некоторое общее представление как синонима слова чувства. Не самое правильное действие тогда, когда предлагается создание поля для системного подхода и анализа целого ряда неоднозначных задач.
И чёрт с ним, с анализом. Так психологи бросились использовать новое поле предлагая решения проблем!
Каких точно?
- Баланс и управление эмоциями.
В каких рамках?
....
Что учитываем?
....
И множество других вопросов без чётких ответов. Нам втюхивают красивое имя пользуясь раскрученностью каждого термина по отдельности.
Дело в том, что набирая в поисковых системах «эмоциональная экология» в нескольких вариациях и на разных языках, вы не найдёте именно определения в современном понимании. Скорее описание, как упрощённую трактовку. Тем не менее, автору удалось найти две неплохие и достаточно полные попытки разъяснить, что-же это такое, эмоциональная экология. Привожу их в оригинальном виде и с переводом, и уже потом, опираясь на них, буду разбираться с определениями обоих изначальных понятий перед тем, как предложить собственное определение эмоциональной экологии.

Итак, вариант первый:

Emotional ecology
http://www.soul-chaplain.com/Emotional-ecology.html

Вариант второй:

Michalinos Zembylas, Emotional ecology:
The intersection of emotional knowledge and pedagogical content knowledge in teaching,
www.elsevier.com/locate/tate, Teaching and Teacher Education, 23 (2007), 355–367 pp.

Доступна на: https://www.researchgate.net/
Стоит обратить внимание, что в обоих рассуждениях авторы подразумевают соответствие некоторому общепринятому пониманию, что есть экология и тому, как возникают и чем характеризуются эмоции.
Получается, что если Вы лично захотите разобраться в осмысленности и жизненности подобного Э...Э? то начинать придётся с исходных понятий.

Экология

Начнём с экологии. В простом виде, как вариант исходного определения XIX века (1866 год, Э. Геккель) под ней понимается
(от греч. oikos - дом - жилище, местопребывание) наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом.

Ernst Heinrich Philipp August Haeckel [1834 - 1919]
Автором термина “экология” стал немецкий биолог Э. Геккель, впервые использовавший его в своём капитальном двухтомном труде “Всеобщая морфология организмов” (1866).

Основы новой биологии, куда была включена экология, Геккель создал, будучи под непосредственным влиянием работы Ч. Дарвина “Происхождение видов” (1859), причём помимо формального определения Геккель отождествлял экологию с экономией природы.
Это определение даёт хорошее представление, идею, о чём именно мы хотим говорить и постараемся изучать, но явно не является ни полным, ни особо точным. Поэтому стоит привести иное определение с некоторыми важными комментариями. Итак, экология
это синтетическая биологическая наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Экология относится к числу фундаментальных (функциональных) подразделений биологии, исследующих фундаментальные свойства жизни надорганизменного уровня организации. Основной предмет экологии — изучение совокупности живых организмов, взаимодействующих друг с другом и образующих с окружающей средой некое единство (то есть систему), в пределах которого осуществляется процесс трансформации энергии и органических веществ. Основная задача экологии — изучение взаимодействия энергии и материи в экосистеме; односторонний приток энергии и циркуляции химических элементов есть два фундаментальных закона общей экологии, потому что они одинаково применимы как к любой окружающей среде, так и к любому организму, включая человека.
В центре внимания современной экологии стоит концепция экосистемы — основа конструкции экологической парадигмы. Отдельные особи, популяции, виды, сообщества в их взаимоотношениях с окружающей средой также служат объектами экологических исследований, но они не являются специфическими для экологии как самостоятельной науки, т. к. ими занимаются и другие биологические науки — ботаника, зоология, микробиология, физиология, систематика, генетика, биогеография и др.
В экологии особи, популяции рассматриваются как элементы взаимодействия друг с другом; совокупность взаимодействующих между собой и окружающей средой особей, если они относятся к одному и тому же виду, создаёт популяцию (жизнь особи немыслима вне популяции). Однако популяция сама по себе существовать не может, так как она нуждается, прежде всего, в энергии и веществе, в определённом жизненном пространстве (местообитании), поэтому она обязательно вступает в пищевые, пространственные и другие отношения с другими популяциями, с которыми, интегрируясь, образует некое единое целое (сообщество, биоценоз).
Даже рост популяции этих милашек может угробить экологию на большой территории
Популяции (сообщество, биоценоз), как и особи, не образуют самостоятельной системы, поскольку во взаимодействие популяций включается и среда (часть биотопа), которая выступает как элемент материальной системы. Следовательно, биотоп и биоценоз образуют единое целое — экосистему или биогеоценоз. Таким образом, чрезвычайно важен принцип функциональной организации, согласно которому при усложнении структуры возникают дополнительные свойства.
Взято отсюда
Отсюда следует, что если мы не хотим вносить разночтение с пониманием термина экология, необходимо обратить внимание на все составляющие в плане их соответствия и совместимости. Причём человек в роли организма и поиск надорганизменного уровня организации как раз несоответствий не вызывает. Различные группы и сообщества людей с некоторыми общими характеристиками в роли популяций — тоже.
Несколько сложнее с притоком энергии и циркуляцией веществ так как это уже связано с типами взаимодействия внутри и вовне системы. И для этого нам собственно и потребуется серьёзно рассмотреть понятие эмоции в «примитивном» и «правильном» видах.

Эмоции

Эмоция (от франц. emotion – волнение, от лат. emoveo – потрясаю, волную) – реакция человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний.
Простыми словами, это переживание человеком своего отношения к действительности, к фактам общественной и личной жизни. Возникает в случаях нарушения равновесия между организмом и средой, поэтому эмоции разделяются на два класса: положительные (преобладание на стороне организма) и отрицательные (преобладание на стороне среды).
Более строго — это особый класс психических процессов и состояний, характеризующий отношение человека к окружающему миру. Основная функция эмоций заключается в регуляции активности субъекта путём оценки значимости внешних и внутренних сигналов для его жизнедеятельности в целом. При определении понятия эмоции необходимо учитывать три составных: субъективное переживание эмоций в форме удовольствия или неудовольствия, страха, радости и тому подобного; процессы, происходящие в нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой и других системах организма; выразительные комплексы эмоций, поддающиеся внешнему наблюдению.
Эмоции всегда "проживаются", даже если ничего не отразилось вашем лице
И снова — эмоция, это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Некоторые полагают, что эмоция — это знак неприспособленности к реальности; в действительности же неприспособленность имеет место, лишь когда довольно слабой «причине» соответствует непропорциональная ей «эмоциональная реакция». Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживлённость (например, гнев, энтузиазм), или же, наоборот, спад оживления (например, страх). То есть с деятельностной стороны эмоция действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение. Она может выражать и приятное или неприятное. Даже безразличие у психически здорового человека не будет нейтральным. "Почувствовав" эмоцию, мы оказываемся объектом целого ряда процессов, а у процесса всегда есть результаты. Даже если они малозаметны или неокончательны. И у этих результатов есть собственные последствия.
Первое определение и комментарии к нему оставляют, тем не менее, несколько важных аспектов, в особенности «практических» без внимания:
эмоцию следует понимать как реакцию в критические и катастрофические минуты поведения, как точки неравновесия, как итог и результат поведения, во всякую минуту непосредственно диктующий формы дальнейшего поведения. Всякая эмоция есть позыв к действию или отказ от действия. Ни одно чувство не может остаться безразличным и безрезультатным в поведении. Эмоции и являются таким внутренним организатором наших реакций, которые напрягают, возбуждают, стимулируют или задерживают те или иные реакции. Таким образом, за эмоцией остаётся роль внутреннего организатора нашего поведения. Мы обычно спокойны или безразличны, когда совершаем привычные действия в привычной обстановке, но как только равновесие в поведении нарушается, так сейчас возникает очень живая и очень сильная реакция чувств. Эмоция, или волнение, возникает в нас всякий раз, когда наше равновесие со средой оказывается нарушенным.
Если это нарушение сказывается в нашем усилении, в относительном превосходстве над теми трудностями, перед которыми мы поставлены, в нас обычно возникает положительная эмоция — радость, гордость и тому подобное. Если, наоборот, равновесие нарушается не в нашу пользу, если мы сознаем свою беспомощность, то в нас возникает отрицательная эмоция — гнев, страх, печаль.
Если в психолог, или свежеотучившийся педагог, то явно сталкивались и с другими определениями. Это я так намекаю на их разнообразие и академический срач вокруг оных...
Итак, исторически этот термин оказался чрезвычайно устойчивым к попыткам его определить, возможно, никакой другой термин в психологии не сочетает такую неопределённость с частотой его использования. Лично мне, как математику и учителю с собственным опытом преподавания предыдущее определение, отталкивающееся от идеи равновесия кажется и осмысленным и полным. Однако в таком виде оно не слишком подходит как определение - длинновато. Поэтому приведу развёрнутое, но достаточно короткое определение с соблюдением академических традиций.
Эмоции — это состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции — непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности.

Комментарии, замечания и пояснения

Начать рекомендую с просмотра короткого видео от Артёма Орехова о связи мотивации и эмоций, поскольку мнение человека выраженное вживую, но "без лишних базаров" и на литературном языке воспринимается лучше. Ну а потом - более формальный текст.
  • В теории деятельности они определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву, являются одним из главных регуляторов деятельности. Если с позиции мотива деятельность успешна, возникают положительные эмоции; если неуспешна — отрицательные. Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, кои связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это затрагивает его мотивы.
  • Эмоции — очень важный показатель и потому — ключ к разгадке неосознаваемых мотивов. Нужно только подмечать, по какому поводу они возникают и какого они свойства. В ходе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая, базовая форма эмоции — так называемый тон эмоциональный ощущений — генетически обусловленные непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные впечатления (например, вкусовые, температурные, болевые) и побуждающие к их сохранению или устранению.
  • В условиях экстремальных, когда человек не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты, являющие собой весьма сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к локальным, жизненным ситуациям.
  • Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает требуемые действия. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта — в этом случае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет заблаговременно к ним приготовиться.
  • Эмоции человека относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя её. Их важная особенность в том, что в общественно-исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, имеющие достаточно жёсткую привязку к определённой исторической эпохе.
  • Высший продукт развития эмоций человека — устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью. События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими эмоциями могут вызывать изменения общего эмоционального фона — настроения.
В самом общем виде термин может быть представлен как обозначение особого, специфического типа реакции индивида, в которой соединились специфическое душевное переживание, его отношение к происходящему, физиологические реакции, выразительные акты, направление умственной деятельности, изменение активности и готовность действовать определённым образом. Эмоции так или иначе интегрированы в структуру личности индивида, и весьма однозначно нас характеризуют.
За приведёнными рассуждениями скрываются несколько моментов важных как для контроля правильности понятия эмоциональная экология, так и сугубо практического применения, и анализа в реальных ситуациях.

"Микровыводы", вспоминаем про экологию

Среди последних наиболее важным является не просто относительность точки неравновесия, но и её подвижность под влиянием как других существующих внутренних эмоций индивида (и иногда групповых), так и внешних воздействий. Причём это влияние сказывается на всём: как собственно проявлении эмоции, так и её знаке (редко, но возможно) и интенсивности (значительно чаще). Вплоть до перехода на другой уровень восприятия/развития (как вверх, так и вниз). В целом это не противоречит понятию экологии, но реакции там более однородны и предсказуемы, что в целом служит как аргумент для рассмотрения эмоциональной экологии отдельно, в силу большей вариативности внутренних процессов и реакций на внешние воздействия.
В этом-же ключе энергетическую подпитку биоценоза следует понимать гораздо шире, как все возможные воздействия (например, чисто информационное) на внутренние процессы, проявляемые в виде эмоций, на которые уже непосредственно реагируют остальные члены популяции. Основной проблемой в попытке анализа этих реакций будет являться направленность отношений, чувствительность каждого члена сети (неоднородна к различным воздействиям) и отношения подчинённости. Если индивидуальность реакций в (био)экологии подразумевается, даже иногда учитывается, то сложные отношения подчинения в ней игнорируются. Однако для эмоциональных взаимодействий они критичны и без их учёта говорить о праве эмоциональной экологии на существование нельзя. Однако в экологическом контексте нас интересуют не сами эти отношения обособленно, а именно во взаимоотношении со средой.
Приведённые выше рассуждения неявно говорили о «химических реакциях» на основе не просто эмоциональных, но и социальных связей внутри определённой среды, так что они имеют место как отдельный элемент в структуре эмоциональной экологии как экологии вообще. Тем самым мы подтвердили, что об эмоциональной экологии говорить можно, однако существуют как фактические различия, так и по степени субъективной значимости. Вплоть до того, что игнорирование подобных моментов сведёт всё к сложному психолого-социальному (или чисто психологическому) исследованию, а не к эмоциональной экологии как нечто большему. Только исследование и учёт многочисленных факторов и взаимосвязей в их разнообразии внутри и со средой позволяет добавить слово экология.
Ещё одним и совпадающим, и отличным элементом является диалектический закон о переходе количества в качество в приложении к экологии. Широко известно, особенно в приложении к физике, химии и биохимии, что для протекания некоторых процессов и реакций необходимо как достижение определённых условий, так и их поддержание. Причём внешние проявления могут отличаться, как агрегатные состояния воды, например, но характер и сила проявлений в целом предсказуемы. В эмоциональной сфере эффект "накопления" (достижения условий) тоже присутствует, но для разнородной популяции он не одномоментен. Обычно мы характеризуем это словом терпение и подобными.
Но основная проблема не в этом, а в том, что для человеческих эмоций из-за различного внутреннего состояния и внешних отношений результат может отличаться от ожидаемого как по степени интенсивности, так и по самому действию. Стабильность и длительность эмоциональной реакции так же сильно варьируется — от секунд до столетий, делая поведение системы в целом более хаотичным, а не просто разнообразным. Это является ещё одним принципиальным отличием, и его обязательно необходимо учесть в создаваемом определении.

Вот теперь я готов предложить своё определение

Эмоциональная экология — это искусственно созданная наука о взаимоотношениях между разумными существами со средой их обитания посредством эмоций как надиндивидуального уровня организации с учётом свойств среды и разнообразных внешних воздействий, особенно информационных. Основной предмет эмоциональной экологии — изучение совокупности разумных существ, взаимодействующих друг с другом и образующих с окружающей средой некую систему, в пределах которой осуществляются сильно варьирующиеся по интенсивности и длительности, а зачастую и просто хаотичные эмоциональные взаимодействия. Взаимодействие и регуляция внутреннего состояния системы происходят посредством как адресных, так и безадресных эмоциональных взаимодействий как реакций отдельных существ, так и их групп на возникающие внутренние и внешние события. В отличие от биологической экологии цепочки эмоциональных реакций часто разомкнуты и сильно зависят как от обитателей и среды, так и от внешних воздействий: иначе говоря — от контекста.
Эмоциональные реакции отдельных особей, групп и сообществ в определённом контексте также служат объектами исследований эмоциональной экологии, но в рамках специальных наук типа психологии и способны лишь породить набор фактов для последующего анализа.
Особо надо подчеркнуть, что одно из крайних упрощений понятия эмоциональной экологии, фактически коммерческое — это управление эмоциями: чаще личными, иногда групповыми.
Любят психологи советовать...
Только ничего гарантировать не могут.

А учить подобному всё равно приходится педагогам.
При этом забывают, что для управления необходимо понимание системы, контекста и самих взаимодействий, вернее их "сети" направленных отношений. Понятно, что многие ситуации достаточно общие и эвристического (а не последовательно-системного) подхода в обучении управлению вполне достаточно.
Тем не менее напомним, что задачей экологии является изучение собственно системы с выявлением имеющихся устойчивых связей. Управление и контроль над эмоциями в экосистеме является внешней задачей. С точки зрения собственно эмоциональной экологии правильнее говорить о задачах само- и взаимоконтроля как одной из возможностей протекания внутренних процессов, но уже на основе изученной системы для предсказания возможных результатов. Особенно актуальна подобная трактовка в приложении к педагогике, где сам педагог не может быть абстрактным наблюдателем, он всегда включён в экосистему — его задача взаимодействовать с её членами изнутри.
Если в классической экологии маршруты некоторых решений наметились, то в эмоциональной с "усреднёнными" шаблонами явно хуже
В таком ключе возможно первичное разделение эмоциональной экологии на три различающихся подкласса: статической, динамической и адаптивной:
  • Статика: сама среда/контекст является постоянной и единственный «активный агент» — педагог ограничен в выборе действий во всех смыслах.
  • Динамика: речь идёт не о полном перестроении контекста, а о его изменении в результате взаимодействия «активных» и «пассивных» агентов, причём активную роль может занимать и часть учеников.
  • Адаптивность: постоянная и активная подстройка системы взаимодействий, обычно на основе нескольких «активных» агентов, как например ученические советы в школах Японии.
Второй и третий варианты могут смешиваться, образуя динамические адаптивные эмоциональные экосистемы.
Здесь мы используем термины, применяемые в системном анализе и системах управления как некоторые обобщённые понятия, а не "механистические" требования к применению конкретных методик и технологий изучения сложных систем в рамках системного анализа и/или синергетики.

Комментарии