für die Pädagogik #16 Медленное обучение (slow schooling)

Отсылая за теорией к предыдущим постам (на испанском и один и два на русском) посмотрим, что получится если "во главу угла" поставить историю, она же - временной аспект. Чтобы и понять и попробовать не просто можно было, но и хватало на это собственно времени. При этом хочется воспитывать и образовывать реалистично и в плане социализации (общество). То есть и время и общество должны быть объективными по сути, но именно время - материальным.
Знания при этом я помещу в уголок материального и субъективного. Этим я хочу подчеркнуть что мы не можем их игнорировать, но они не должны доминировать в нашей жизни. Кроме того, они не должны быть обязательными (только рекомендуемыми), если они никак "не укладываются" в наши личные, семейные и профессиональные цели и устремления. То есть знания по своей сути абстрактны, но мы хотим превратить их в реальные, освоить на практике.
Культура тогда окажется в уголке субъективного и духовного, развивая наш ум и душу за счёт встречи с абстрактным и неявным. Неплохой вариант, кстати. Причём не имеет ограничений по возрасту.
Повторюсь что историю я здесь трактую как время, причём с идеей что что-то случается не когда нам захотелось, а когда это стало возможным. То есть ученики учатся в собственном, доступном им темпе. Естественное развитие, поток. Пусть и неторопливо, но зато соблюдая принцип возможности этого достичь именно после достижения определённого результата, причём самостоятельно! А задача учителя при этом - направлять, мотивировать и контролировать.C
Поскольку эта работа изначально делалась на испанском, получившуюся диаграмму приведу и на испанском (диаграмму делала жена поэтому "сдвоенное" видение и её выбор терминов), и на русском. Сейчас - на испанском, как общий ориентир. А после рассуждений и пояснений можно и привести уже русифицированный вариант.
Про медленное обучение в последние годы стало говориться достаточно, но некоторые работы и системы взглядов, если можно так сказать - не очень знакомы русскоязычным читателям. Например, работа Joan Domenech, Elogio de la educación lenta (2009) предлагает пятнадцать столпов медленного образования. Кстати, здесь я хочу сказать, что несмотря на несомненно свой путь у русского народа и особую ментальность, не стоит отказываться от идей извне, ещё даже не ознакомившись с ними. Если мысли окажутся созвучными с вашими собственными - то почему бы не попробовать?
Итак, что предлагает нам Доменеч? Поскольку выражение исходных мыслей весьма коряво, никакой автоматический переводчик вам не поможет. Поэтому даю здесь даже не перевод, а адаптированное пояснение-пересказ его мыслей.
  1. Образование по сути неторопливо.
  2. Обучающее действие определяет потребную для своего выполнения продолжительность времени, а не наоборот.
  3. В образовании тише едешь - дальше будешь.
  4. Образование - процесс качественный по своей сути.
  5. Время выделяемое на обучение цельно, но отдельные активности внутри него тесно и сложно связаны.
  6. "Конструкция" обучающего процесса должна быть устойчивой.
  7. Каждый мальчик или девочка (любая личность) затрачивает определённое время чтобы понять.
  8. Каждый обучающий элемент должен выполняться своевременно.
  9. Чтобы не терять время на ерунду, научитесь задавать приоритеты.
  10. На образование тратится время, но не надо привязываться к конкретным моментам времени.
  11. Не торопитесь расстаться с детством.
  12. Придётся перераспределить время, затрачиваемое на общение с детьми и взрослыми.
  13. Учитель должен понять для себя, что он тратит своё время.
  14. Школа должна учить детей, как им обращаться со временем (на что и сколько времени тратить).
  15. Медленное обучение - это возможность обновить педагогику.
С испаноязычной педагогикой проблем хватает, ибо тянет их на высокопарные высказывания, частичные повторы; да и если воспринимать этот список не просто как набор соображений, а как изложение по порядку важности, получается не очень.
Однако если обращаться к собственному опыту преподавания, опыту жены, а конкретно сейчас - преподаванию и консультированию по удалёнке, то получается ряд выводов, один из которых хорошо укладывается в концепцию медленного обучения. А именно - при текущем темпе преподавания времени у студента в лучшем случае хватает на запоминание. Даже не не осмысление. А без подкрепления информация быстро забывается. Поэтому без выделение времени на осмысление и практику усвоения и закрепления знаний не будет. А длительность усвоения и выполнения заданий весьма индивидуальна. Тем более что наилучшие формы подачи информации и закрепления на практике тоже обладают достоинства и соответственно недостатками для индивидуумов с разными типами мышления. С этим на бегу тоже не разберёшься. Вот и выходит что как сказал великий: "Всему своё время и место под луной".
Вдобавок медленное образование упрощает создание комфортной для работы и пребывания обстановки, в том числе и в социокультурном плане. Что дополнительно снижает риск развития стресса с одной стороны, а с другой - позволяет применить получаемые знания и навыки для решения "локальных" проблем. Благодаря этому у сообщества не появляется столь острое ощущение что на время обучения студенты фактически выпадают из его жизни, становясь практически бесполезным грузом и, фактически, отвлекая немалые ресурсы на их явное и неявное поддержание.
В тоже время наиболее частая критика медленного образования как безответственного потакания желаниям учащихся не учитывает того что ответственное отношение к этому процессу просто обязывает учителей и воспитателей учить как эффективно и ответственно организовывать своё время, правильно оценивать свои возможности, но и постоянно стремиться их улучшать. Да, если оставить детей (и не только их) надолго без присмотра большинство займётся ерундой и будет развлекаться. Но и призыв не расстаться с детством тоже понятен, так как "моральное" взросление не получишь через "заливку" соответствующих знаний. Это тоже процесс, и тоже неторопливый.
На самом деле бюрократам не нравится не календарное планирование и однозначная индивидуальность обучения. Но такая, с которой им ничего не поиметь. Вот и стараются очернить идею всеми средствами.
Ну а теперь вернёмся к диаграмме, представляющей концепцию медленного обучения.
Даже если воспринимать часть из написанного как лозунги, станет понятно что не все учителя готовы к следованию подобной комбинации целей и требований. В первую очередь сами - ментально. Тут говорить можно много, но в тех учебных заведениях, в которых удалось запустить эту систему обучения, в работе учителям (и руководству) стоит придерживаться трёх простых правил:
  1. Сопровождение новых учителей; новичку должен быть дан репетитор-координатор с которым они встречаются (по меньшей мере) один час в неделю, чтобы прояснить все сомнения и ознакомиться с образовательным проектом школы детально.
  2. Организация учебного коллектива по задачам. Жёсткие конструкции должны быть сломаны и адаптированы к времени и потребностям имеющихся учеников! Явной периодичности учебных планов в привязке к физическому времени нет, но следить за целостностью освоения учебной программы надо, так как при "пересечениях" и выявленных запозданиях/опережении требуется немедленная коррекция "учебной траектории" конкретного ученика. Школьная деятельность готовится всеми и для всех, а затем задачи распределяются с учетом способностей каждого. Если ученику не хватает времени, учитель должен поспособствовать образованию рабочей, спокойной обстановки и проявлять внимание и участие к трудностям ученика.
  3. Еженедельные собрания учительского коллектива: два часа в неделю, вне школьных часов. Место для личного и полуформального общения, а не педсовета с докладчиками и графинами на столе. Безличное общение типа почтовых рассылок - минимизировать. Только заранее предупреждать о чём-то заслуживающего объяснения или предварительного обдумывания для обмена мнениями на встрече. Она посвящена педагогическим дебатам, с темами, которые они поднимают сами учителя. Это пространство для размышлений, оценки и изменений, которые коллектив посчитает необходимыми.

Комментарии