Отсылая за теорией к предыдущим постам (на испанском и один и два на русском) посмотрим, что получится если "во главу угла" поставить историю, она же - временной аспект. Чтобы и понять и попробовать не просто можно было, но и хватало на это собственно времени. При этом хочется воспитывать и образовывать реалистично и в плане социализации (общество). То есть и время и общество должны быть объективными по сути, но именно время - материальным.
Знания при этом я помещу в уголок материального и субъективного. Этим я хочу подчеркнуть что мы не можем их игнорировать, но они не должны доминировать в нашей жизни. Кроме того, они не должны быть обязательными (только рекомендуемыми), если они никак "не укладываются" в наши личные, семейные и профессиональные цели и устремления. То есть знания по своей сути абстрактны, но мы хотим превратить их в реальные, освоить на практике.
Культура тогда окажется в уголке субъективного и духовного, развивая наш ум и душу за счёт встречи с абстрактным и неявным. Неплохой вариант, кстати. Причём не имеет ограничений по возрасту.
Повторюсь что историю я здесь трактую как время, причём с идеей что что-то случается не когда нам захотелось, а когда это стало возможным. То есть ученики учатся в собственном, доступном им темпе. Естественное развитие, поток. Пусть и неторопливо, но зато соблюдая принцип возможности этого достичь именно после достижения определённого результата, причём самостоятельно! А задача учителя при этом - направлять, мотивировать и контролировать.C
Поскольку эта работа изначально делалась на испанском, получившуюся диаграмму приведу и на испанском (диаграмму делала жена поэтому "сдвоенное" видение и её выбор терминов), и на русском. Сейчас - на испанском, как общий ориентир. А после рассуждений и пояснений можно и привести уже русифицированный вариант.
Про медленное обучение в последние годы стало говориться достаточно, но некоторые работы и системы взглядов, если можно так сказать - не очень знакомы русскоязычным читателям. Например, работа Joan Domenech, Elogio de la educación lenta (2009) предлагает пятнадцать столпов медленного образования. Кстати, здесь я хочу сказать, что несмотря на несомненно свой путь у русского народа и особую ментальность, не стоит отказываться от идей извне, ещё даже не ознакомившись с ними. Если мысли окажутся созвучными с вашими собственными - то почему бы не попробовать?
Итак, что предлагает нам Доменеч? Поскольку выражение исходных мыслей весьма коряво, никакой автоматический переводчик вам не поможет. Поэтому даю здесь даже не перевод, а адаптированное пояснение-пересказ его мыслей.
- Образование по сути неторопливо.
- Обучающее действие определяет потребную для своего выполнения продолжительность времени, а не наоборот.
- В образовании тише едешь - дальше будешь.
- Образование - процесс качественный по своей сути.
- Время выделяемое на обучение цельно, но отдельные активности внутри него тесно и сложно связаны.
- "Конструкция" обучающего процесса должна быть устойчивой.
- Каждый мальчик или девочка (любая личность) затрачивает определённое время чтобы понять.
- Каждый обучающий элемент должен выполняться своевременно.
- Чтобы не терять время на ерунду, научитесь задавать приоритеты.
- На образование тратится время, но не надо привязываться к конкретным моментам времени.
- Не торопитесь расстаться с детством.
- Придётся перераспределить время, затрачиваемое на общение с детьми и взрослыми.
- Учитель должен понять для себя, что он тратит своё время.
- Школа должна учить детей, как им обращаться со временем (на что и сколько времени тратить).
- Медленное обучение - это возможность обновить педагогику.
С испаноязычной педагогикой проблем хватает, ибо тянет их на высокопарные высказывания, частичные повторы; да и если воспринимать этот список не просто как набор соображений, а как изложение по порядку важности, получается не очень.
Однако если обращаться к собственному опыту преподавания, опыту жены, а конкретно сейчас - преподаванию и консультированию по удалёнке, то получается ряд выводов, один из которых хорошо укладывается в концепцию медленного обучения. А именно - при текущем темпе преподавания времени у студента в лучшем случае хватает на запоминание. Даже не не осмысление. А без подкрепления информация быстро забывается. Поэтому без выделение времени на осмысление и практику усвоения и закрепления знаний не будет. А длительность усвоения и выполнения заданий весьма индивидуальна. Тем более что наилучшие формы подачи информации и закрепления на практике тоже обладают достоинства и соответственно недостатками для индивидуумов с разными типами мышления. С этим на бегу тоже не разберёшься. Вот и выходит что как сказал великий: "Всему своё время и место под луной".
Вдобавок медленное образование упрощает создание комфортной для работы и пребывания обстановки, в том числе и в социокультурном плане. Что дополнительно снижает риск развития стресса с одной стороны, а с другой - позволяет применить получаемые знания и навыки для решения "локальных" проблем. Благодаря этому у сообщества не появляется столь острое ощущение что на время обучения студенты фактически выпадают из его жизни, становясь практически бесполезным грузом и, фактически, отвлекая немалые ресурсы на их явное и неявное поддержание.
В тоже время наиболее частая критика медленного образования как безответственного потакания желаниям учащихся не учитывает того что ответственное отношение к этому процессу просто обязывает учителей и воспитателей учить как эффективно и ответственно организовывать своё время, правильно оценивать свои возможности, но и постоянно стремиться их улучшать. Да, если оставить детей (и не только их) надолго без присмотра большинство займётся ерундой и будет развлекаться. Но и призыв не расстаться с детством тоже понятен, так как "моральное" взросление не получишь через "заливку" соответствующих знаний. Это тоже процесс, и тоже неторопливый.
На самом деле бюрократам не нравится не календарное планирование и однозначная индивидуальность обучения. Но такая, с которой им ничего не поиметь. Вот и стараются очернить идею всеми средствами.
Ну а теперь вернёмся к диаграмме, представляющей концепцию медленного обучения.
Даже если воспринимать часть из написанного как лозунги, станет понятно что не все учителя готовы к следованию подобной комбинации целей и требований. В первую очередь сами - ментально. Тут говорить можно много, но в тех учебных заведениях, в которых удалось запустить эту систему обучения, в работе учителям (и руководству) стоит придерживаться трёх простых правил:
- Сопровождение новых учителей; новичку должен быть дан репетитор-координатор с которым они встречаются (по меньшей мере) один час в неделю, чтобы прояснить все сомнения и ознакомиться с образовательным проектом школы детально.
- Организация учебного коллектива по задачам. Жёсткие конструкции должны быть сломаны и адаптированы к времени и потребностям имеющихся учеников! Явной периодичности учебных планов в привязке к физическому времени нет, но следить за целостностью освоения учебной программы надо, так как при "пересечениях" и выявленных запозданиях/опережении требуется немедленная коррекция "учебной траектории" конкретного ученика. Школьная деятельность готовится всеми и для всех, а затем задачи распределяются с учетом способностей каждого. Если ученику не хватает времени, учитель должен поспособствовать образованию рабочей, спокойной обстановки и проявлять внимание и участие к трудностям ученика.
- Еженедельные собрания учительского коллектива: два часа в неделю, вне школьных часов. Место для личного и полуформального общения, а не педсовета с докладчиками и графинами на столе. Безличное общение типа почтовых рассылок - минимизировать. Только заранее предупреждать о чём-то заслуживающего объяснения или предварительного обдумывания для обмена мнениями на встрече. Она посвящена педагогическим дебатам, с темами, которые они поднимают сами учителя. Это пространство для размышлений, оценки и изменений, которые коллектив посчитает необходимыми.
Комментарии
Отправить комментарий