В серии последних постов 1,2,3 я постепенно "ощупывал" идею номадизма как возможности охарактеризовать определённые "режимы" работы учителей, рассматривая их как возможность построить и рассмотреть иные варианты работы, но не тупо подбором, а именно как основы для некоторой классификации. Используя категории Истории (Времени), Знаний, Культуры и Общества как четырёх квадрантов на условной плоскости
Получилось охарактеризовать четыре режима работы учителя
но вопросов меньше не стало, так как, и это вполне очевидно, эти комбинации не единственные возможные. С точки зрения комбинаторики 4 категории можно разместить в квадрантах в 4!=24 разных комбинациях,
но заранее есть ощущение что не все из них окажутся допустимы логически, так как квадранты плоскости у нас не абстрактные местоположения, а относятся к логическому её делению на две пары полуплоскостей.
Поэтому надо не "прыгать за конфетой", а подумать какие положения атрибуты могут занимать, а какие - нет.
А начну я с категорий Времени (история) и Знаний.
За века развития философии, потом - науки и инженерии человечество по разному рассматривало понятие знаний, но для нас рассмотрение их объективных, но мысленных/духовных указывает не на невозможную, но очень проблемную для преподавания комбинацию. Это больше похоже на теоретические, даже гипотетические знания воспринимаемые индивидом как объективные. Но насколько их воспримут остальные? То есть для меня это является серьёзным ограничением по двум причинам:
- Подходят не все категории знаний
- Невозможно гарантировать понимание другими лицами. Как минимум им требуется либо достаточный уровень подготовки (в общем смысле) - не очень хорошо, но это реальность и не может рассматриваться именно как однозначное ограничение. Но что хуже - можно принять эти знания если в них поверить. А вопросы веры и "классических" знаний я смешивать не хочу.
То есть в рамках привычной нам педагогики усвоение такого рода знаний можно гарантировать только при личном наставничестве и способности наставника доказать эти знания на практике. Ну, или отдать их усвоение целиком на самообучение и самоподготовку. Но это не относится к вариантам работы учителей, так что и с этой точки зрения 3-й квадрант для знаний пригоден только для рассмотрения особых парадигм преподавания. Поэтому это "семейство" комбинаций пока отложим в сторону под кодовым именем гуру.
В отношении истории/времени эта же комбинация признаков кажется странной: есть факты, но считать их истинными или ложными - определяет сам "историк". Можно по разному характеризовать опасность такой ситуации для преподавания, но одно из важнейших НО для меня самого - непредсказуемость и до определённой степени - отсутствие контроля. Если же смотреть на этот аспект как на время, то возможно противоречие в "синхронизации" объективного физического времени и субъективного темпа времени в восприятии учителя и каждого из учеников. В результате отсутствие синхронизации однозначно повредит процессу обучения. И чем больше учеников - тем больший шанс столкнуться с проблемами не когда-то, а сразу и на каждом занятии. Преодолеть этот недостаток можно только в рамках индивидуальных занятий. Но не просто их, а при достаточной степени доверия со стороны ученика чтобы "синхронизироваться" с учителем в отношении самых разных моментов обучения. Для учителя это означает необходимость уметь отвечать вовремя и по делу (feedback по английски). Умеют это отнюдь не все. Вот и получается что и для исторического аспекта третий квадрант ограниченно годен. Но более привычен, так как успешные индивидуалы-тьюторы и были и есть. То есть можно анонсировать семейство методов для которых одной из главных целей в работе учителя будут контроль и эффективность.
Категория культуры
Понятие культуры определить сложно. Фактически - это духовно-мысленный феномен, но вот его продукты это чисто материальные (в широком смысле) объекты в потенциальной возможностью или создать много копий или сделать объект доступным для многих. Из-за этого трудно понять применимость и "влиятельность" материального объекта, но с субъективной оценкой. То есть такой, что её, в лучшем случае, понимает и разделяет совсем маленькая группа людей. Она значима только для них и для автора такого шедевра.
Повторюсь, что по умолчанию культурные объекты или явления должны быть массово доступны, имея возможность влиять на других людей, оставляя свой след в каждом. С другой стороны, мы хотим не просто их видеть (познакомиться с работами), но и иметь возможность высказать собственное мнения, описать личные впечатления и т.п. То есть для педагогики субъективность мнений о "реальных" объектах крайне нежелательна, в то время как личное мнение о духовных началах и мыслимых идеях наоборот, является единственной возможностью. Если собрать все соображения вместе, то получится что культура не может занимать первый квадрант.
Категория общества
Общество, или социальный аспект всегда находится на распутье: "Что первично - личность или группа?" Чьи интересы должны преобладать в отношениях - личные или общие?
У каждого из нас есть потребности. Как материальные, так и духовные. Хотя эгоистичная позиция однозначно характеризуется как материальная и субъективная. Если же рассматривать группы, то всем её членам приходится соблюдать определённые нормы и правила. Может и наоборот - нарушать определённые, но это общая позиция группы. В любом случае члены группы имеют сознательную позицию и для них это - объективный фактор. Кроме того, на общество влияют общие идеи и архетипы, типа мать или родина. Но при этом реальное общество не может существовать вне объективных материальных факторов - они нужны для его существования и развития.
Если собрать эти соображения вместе, то единственное, что однозначно может противоречить общественным интересам - это личные "мечты", то есть чисто мысленное и субъективное. Значит 4-й квадрант не годится для расположения этой категории.
А точнее - это не слишком желательная именно для общества в силу потенциальных проблемности и бесконтрольности результатов семейство эгоистических режимов обучения.
"Нормальные" комбинации атрибутов
Сведём информацию из предыдущих разделов в таблицу простой структуры. Использовать будем первые буквы названий категорий: История, Знания, Культура, Общество.
I | II | III | IV | Замечания |
О | З | К | И | Модернистский |
О | З | И | К | Контроль и эффективность |
О | И | К | З | Современный |
О | К | И | З | Контроль и эффективность |
З | О | К | И | |
З | О | И | К | Контроль и эффективность |
З | К | О | И | |
З | И | О | К | Медленное обучение |
И | О | К | З | Классический |
И | К | О | З | |
И | З | О | К |
В таблице оказалось всего 11 комбинаций из 24-х теоретически возможных. Помимо четырёх знакомых режимов работы учителя и нового предполагаемого семейства стоит напомнить результаты предварительного анализа и дополнить таблицу цветовой маркировкой:
- Красным цветом выделена категория истории/времени в 4-м квадранте как внушающая разумные опасения, так как чисто субъективное и умозрительное отношение к подобным вещам ничего хорошего человечеству не несут. Если не брать случаи психических расстройств, то эти режимы можно назвать идеалистическими (ещё терпимо), но вплоть до утопических (явно вне привычных нам педагогических задач);
- Реалистичное образование должно обращаться с историей и обществом как объективными факторами, то есть 2-й и 3-й квадранты выделены салатным фоном.
- Кроме того, полезно рассматривать историю и общество не просто как объективное, но и как материальное. Поэтому эти буквы для второго квадранта выделены фиолетовым цветом.
Помимо известного очень хорошим ("в кубе") должен оказаться один из методов из семьи контроль и эффективность: ЗОИК. Оставшиеся два варианта из этого семейства (ОЗИК и ОКИЗ) должны быть просто лучше. Равно как и ещё два совершенно неизвестных варианта: ИКОЗ, ИЗОК. Оставшиеся две возможности соединяют в себе один плюс и один минус: ЗОКИ, ЗКОИ - поэтому мне они интересны особо и по ходу мы возможно ещё с ними столкнёмся.
Режим бога
Дабы не плодить "постюлечки", посмотрим на вычисленную потенциальную проблему под кодовым именем "Гуру", или комбинациями в которых знания находятся в третьем квадранте нашей воображаемой плоскости. Если нацеливаться на таки "нормальные" комбинации, то получится четыре варианта, которые правда сразу неравномерно делятся по адекватности:
- ОИЗК, ИОЗК, КОЗИ. Они поддерживают правильное отношение к истории или обществу, причём это отношение вдвойне правильное в рамках моих рассуждений. Если заметить что культура во всех трёх вариантах играет роль субъективного фактора, ближайшей ассоциацией для меня является религиозное образование. Это чтобы было понятно, откуда взялось такое название раздела.
- ОКЗИ. Проблемное отношение к истории и полная материальность социокультурной сферы? При этом субъективное восприятие общества и упор в материальность культуры. В целом получается страннейшая комбинация, даже сходу и не скажешь с каким образом сравнить. Но все что получилось вообразить - проще охарактеризовать как человека на грани наступления психического расстройства который пытается сохранить восприятие материального мира. То есть это явно не педагогика, а практическая психология+психиатрия.
Egoist mode
Противно - но надо. Здесь комбинации зело странные, но о трёх можно сказать что-то определённое сходу. Но не совсем точно.
- ЗИКО. Поддерживает полностью правильное отношение к истории, уклон в теоретические знания и реалистичное восприятие духовной культуры. Для меня - это образ типично-карикатурного интеллигента. Такие были и есть, как бы вы к ним не относились. Причём что удивительно - появляются сами в любых системах обучения. Как тараканы. Так что ещё специально таких готовить? Так уже имеется - некоторые профессии преподаваемые в ВУЗах дают именно такой результат. Поэтому не сомневаюсь что найдётся кто-то, кто разберётся с этой комбинацией полностью. Я - не буду. Только честно замечу что это не обязательно гуманитарий. Я лично и на технарей-естественнонаучников подобных насмотрелся.
- ЗКИО. Семейство контроль и эффективность. Теоретик и ценитель материальной культуры. Ещё один вариант образованного эгоиста. И опять - как образуются сами, так и обучаются в ВУЗах. Только эта комбинация работает как допинг к эгоизму, так что как готовить эгоистов в квадрате aka политиков и персон влияния - это пусть контрразведка изучает.
- ИКЗО. Гуру эгоист. Плюс почти на 100% гуманитарий. Даже не смешно, так как напоминает тех историков, которые переписывают историю по заказу. Как готовить идеологических диверсантов? Явно это не задача для простых учителей.
- ИЗКО. Тёмная лошадка без явных недостатков и достоинств. Я воспринимаю это как специальное техническое (продвинутое) образование для более теоретических дисциплин, которое обычно требует и индивидуальной подготовки со стороны педагогов и определённого менталитета (склонностей) от самого ученика. То есть комбинация на самом деле вполне жизненная, но рассматривать её стоит отдельно от общего, то есть массового образования.
Комментарии
Отправить комментарий