für die Pädagogik #18 Классифицируем педагогику - 2

Как и в предыдущем посте, рассмотрим сначала каждый из предлагаемых атрибутов по отдельности. Но естественно не просто так, а на нашей условной плоскости. Поскольку она нам неоднократно понадобится, буду держать её перед глазами.
Атрибуты второго набора выглядят более функциональными, но имеют (это разумно и ожидаемо) достаточно сходство с критериями первого набора. Точного соответствия один в один они не имеют, и единственный атрибут с прямой аналогией это Знания против Мудрости, идей и веры. С остальными придётся разбираться детально. 

Цели и устремления 

По своей сути эти элементы могут быть как материальными так и "духовными". Кроме того, выгодопреобретателями могут быть как группы (личности тоже) - объективность, так и личным чаяниям следовать тоже можно (субъективность).
Получается что данный атрибут может занимать любой квадрант, хотя если его "приземлить", привязав к различным общественным формациям, то можно уточнить связь реалий и ожиданий: 
  • Материальное но субъективное представляет собой социум эгоистов, форма правления не важна. 
  • Объективно-материальное напоминает племенной строй или корпорацию. 
  • Умственно-объективным может быть идеалистическое общество в котором главенствуют моральные ценности ("честное" содружество, может быть и религиозным и нет) или такая социополитическая система, в которой уважаются интересы и нужды всех своих членов (ближе к социализму и коммунизму). 
  • Комбинация мысленного и субъективного напоминает со-дружество или со-вражество почти изолированных индивидов, нечто типа ситхов [1] из "Звёздных войн". 
Подводя промежуточный итог, формально все комбинации оказываются возможными, однако для практической педагогики последняя форма (4-й квадрант) бесполезна, поэтому целевой критерий формально совпадает с общественным.
[1] Ситхи - члены неформального общества зловещих редисок. Злобные и неуживчивые индивидуалисты. Упёртые сектанты.

Мудрость, идеи, верования

Подменяя собой атрибут знаний, эта характеристика обладает фундаментальным отличием: здесь интересно всё - и теория, и практика, их смешение в любых формах и в приложении к любым задачам. В частности, для понятия мудрость комбинация объективного и умозрительного не является странной. Тоже относится к идеям вообще и вере как таковой. То есть этот атрибут может занимать любой из четырёх квадрантов. 

Практика

Практика относится не только к миру материального, хотя это и привычней всего. Если не забывать что это, в первую очередь процесс, то духовные практики и мысленные операции это часть нашей жизни. Правда в любом случае больше пользы от объективных практик, когда результат или владение навыком в принципе может продемонстрировать любой ученик. Субъективные практики всегда являются результатом личных усилий, своего рода симуляции/моделирование. Они совершенно естественны при выработке гипотез, например. Однако субъективность материальная может послужить основой и обмана и подлога, в то время как ментальную субъективность можно связать, например с
  • Самообразованием
  • Индивидуальное обучение (наставник, тьютор). 
Обе возможности имеют тесные связи с известными педагогическими методами как в образовании, так и в воспитании. Но не очень подходят из-за своей сути для обязательного массового образования. То есть можно формально разделить варианты работы учителя на "массовые" для 2-го и 3-го квадрантов, и на индивидуальные - 4-й квадрант. То есть исключив материальное+субъективное как "потенциально опасное", мы имеем внешнее сходство с атрибутом культуры. 

Дискурс

Повторю собственные слова«дискурсивным» я называю классическое понятие этого термина: это такое систематическоеметодическое и особенно понятийное мышлениекоторое последовательнопо частямпредставляет некоторое целое и тем самым делает его познаваемым (РДекарт). А если по простому - когда говорят по делу и к месту. То есть дискурс сам по себе может быть нацелен как на материальное, так и на мыслимое. В образовании важны оба, но если смотреть более свободно, мы говорим об образованиях нацеленных больше на практику в житейском смысле (материальное, можно проверить, убедиться, пощупать) или чисто теоретического, проверяемого в рамках некоторой теории и определенным логическим правилам (формы, способы мышления).
С точки зрения объективности и субъективности дискурсы больше относятся к проверяемым эмпирически (2-й и 3-й квадранты, "объективная" полуплоскость) или чисто мысленным тренировкам ("субъективная" полуплоскость, 1-й и 4-й квадранты). То есть сам по себе этот атрибут не имеет ограничений, но насколько осмысленными и реализуемыми будут комбинации с остальными атрибутами? 

Ахалай-махалай, комбинации получай!

Шутки шутками, но атрибут практики показывает что изначально стоит рассматривать раздельно индивидуальные и "массовые" образовательные режимы. Они достаточно специфичны и не стоит скрещивать ежа и ужа. Результат в виде колючей проволоки нам точно не годится.  Так что водможные комбинации будем рассматривать и характеризовать по отдельности. 
Генерируя "разумные" комбинации получим две группы из  6-ти индивидуализированных и 8-ми "массовых" вариантов. В столбце описания сразу и будем приводить его в предельно краткой форме (пока). При этом сразу обратим внимание на то, что примат индивидуального (эгоизм и эгоцентризм) в образовании оказался тем ещё троянским конём, так что англосаксы сами стараются от него избавиться, экспортируя эти "гениальные" идеи всяким мартышкам. Поэтому атрибут целей в первом квадранте выдели красным. А буквенно таблицы заполним согласно сокращениям: Цель, Практика, Мудрость и Дискурс. 
Таблица 1
Варианты индивидуализированного обучения (практика в 4-м квадранте)

I

II

III

Observaciones

Ц

М

Д

Теоретическое, проверять эмпирически

Ц

Д

М

Эмпирическое, проверять эмпирически

Д

М

Ц

Эмпирическое, умственные занятия

Д

Ц

М

Эмпирическоеумственные занятия

М

Д

Ц

Эмпирическоепроверять эмпирически

М

Ц

Д

Теоретическоепроверять эмпирически


Таблица 2
Варианты "массового" образования

I

II

III

IV

Observaciones

Ц

П

Д

М

Теоретическоепроверять эмпирически

Ц

П

М

Д

Теоретическоеумственные занятия

Ц

М

П

Д

Теоретическоеумственные занятия

Ц

Д

П

М

Эмпирическоепроверять эмпирически

Д

П

Ц

М

Эмпирическоеумственные занятия

Д

Ц

П

М

Эмпирическоеумственные занятия

М

П

Ц

Д

Теоретическоеумственные занятия

М

Ц

П

Д

Теоретическоеумственные занятия


Интересно, что индивидуальные варианты больше склоняются к эмпирическому (Таблица 1), а массовые (Таблица 2) наоборот  — к теоретическому. С точки зрения дискурсов получаем несколько иную характеризацию: 
  • При индивидуализированном образовании можно изучать всё что угодно, проверяя свои успехи эмпирически. Однако "умничать" можно только по поводу эмпирических наук когда от "дурных идей" способен удержать только наставник, мастер.
  • В массовом, можно даже сказать - обязательном образовании эгоистичные варианты больше применимы к изучению теоретических наук (три из четырёх). А среди "беспроблемных" вариантов присутствуют только требующие в основном развития ума, решая и моделируя вместо стучания молотком
Если вспомнить систему техникумов и углублённой профессиональной подготовки, то это больше системы для личного роста когда важно индивидуальное сопровождение и наставничество. То есть она более эгоистична по своей природе, так как, в конечном итоге, нацелена на личный профессиональный рост. Это один пример показывающий связь моего сугубо теоретического анализа с существующей педагогической практикой. В то же время в 20-м и 21-м веках варианты обязательного (массового) образования постепенно уходили от закрепления всего на практике. Так что содержимое второй таблицы лично меня нисколько не удивляет. 
В общем, как предварительный вывод - противоречий между теоретическим анализом и учительскими реалиями не выявлено

Индивидуализированное обучение

Хотя в рамках этой парадигмы "эгоистические" варианты не смотрятся чужеродными, кратко охарактеризуем оставшиеся "нормальные" варианты.
  • ДМЦП. Понимать эмпирически, практикуясь в основном умственно. И ещё веря словам преподавателя полностью, то есть включая постановку цели для ученика. А если без шуток, то тут многие отрасли своременной физики: фиг поймешь и к синхрофазотрону с гаечным ключом никто не пустит.
  • ДЦМП. На самом деле не сильно отличается от предыдущего, только теперь надо достичь реальных целей основываясь на ничем не подтверждённых идеях. Ничего не напоминает?
  • МДЦП. Вроде практика для практиков, считай "в кубе". Причём правильно начиная с подтверждённых гипотез и теорий чтобы постараться "приземлить" и убедится (может и не получиться желаемого). Сюда попадают аспиранты-технологи, инженеры-изобретатели например.
  • МЦДП. И снова похоже на предыдущее, только теперь комбинация атрибутов описывает больше исследовательскую деятельность на основании теоретических построений для решения реальных задач. Например - разработчики алгоритмов вполне подходят.
В общем получилось вполне ожидаемо - специальное и высшее образование во всех своих вариациях, включая докторантов результаты работы которых можно использовать.

Обязательное обучение

В рамках этой парадигмы понятие эгоизма несколько трансформируется, сдвигая фокус с личных интересов на наличие человеческих и физических ресурсов для качественного обучения. Несомненно это вариант "элитизма", но нацеленный на результат, а не на понты. Доступно не всем, так как по меньшей мере дорого (ожидаемо) и нужны специалисты способные научить (а вот об этом стыдливо и сразу стараются забыть - рушит красивую картинку). Да и учебные планы нужны соответствующие. Вот и получается, что и настоящий управленец, и токарь 6-го разряда на самом деле ничем принципиально не отличаются.
Оставшиеся 4 варианта равно делятся на две группы, которые житейски обычно именуют технарями и ботаниками. Из-за подразумеваемой массовости практикуемся только в уме. Из-за этого и два основных подводных камня и один "довесок".
  • Сначала научить думать и учиться - а это ой как не просто на самом деле!
  • Есть люди (кинестетики), которым для понимания надо "пощупать". И вот тут ряд учебных предметов конкретно так пролетает в рамках этой парадигмы. То есть дать информацию можем, но гарантировать для всех её закрепление и освоение как знаний - нифига!
  • Во всех проблемных ситуациях с практическим применением официально учитель не может ничего сделать. Всё на свой страх и риск, за собственный счёт во всех смыслах.

Комментарии