Сначала пара фраз о результатах умственного труда. В уже имеющихся постах о GSVD и его приложениях я даю ссылку на статью с исходной теоремой и полным доказательством. Формула верна и многократно проверена. Так что посмотрев на <иллюстративный материал = доказательство работоспособности>, заинтересовавшийся может пробовать сам. Если доползу с этой темой до Хабра, то там можно затронуть кое-какие нюансы численных методов, сохранив время и нервы людям. Но опять, это не секреты. На stackoverflow.com можно обсудить заморочки использования библиотечных функций того пакета, в котором производились рассчёты. Тем кто туда ходит за советами - точно пригодится. Но вот об использовании в дурако- и помехозащищённой передаче разведснимков (из космоса тоже) - могу только анонсировать что не просто можно, но и точно знаю как. В общем, "похвалю" сам себя. Вдруг кто серьёзный работу предложит?
Но с темой этих постов всё и сложней и проще. Во-первых - абсолютная новизна как цельного. Во-вторых - косность академической среды. В-третьих - "приземление" модели, то есть получение реальных числовых значений параметров (или их допустимых) интервалов это гигантская работа. Не одному десятку человек и на несколько лет, так как есть разница между понять что мерять в принципе (а иной раз есть варианты) и отработанных методик с указаниями по каждому из нужных параметров и наблюдаемых значений. Так что здесь секретов не будет. Только не забывайте ссылаться и если для печатного источника - делайте это по правила (ГОСТ/APA/...)
А теперь к делу.
При этом чем более общая проблема рассматривается (тем более если на самом деле она не нова) или просто делается исследование без предварительных ограничений (широкий охват), тем чаще она характеризуется не просто фактами и гипотезами, но и набором многократно замеченных и подтверждённых проявлений, аналогий и даже особых случаев. Хотя само применение слов аналогия и особый случай уже указывает на то, что эти факты и процессы не вмещаются в рамки существующих гипотез и теорий. Или гипотез просто нет в строгом понимании этого термина. Они скорее мелькают в рамках идей или даже метафор.
Но для исследования и формирования новых идей и предположений всё равно приходится ориентироваться на способы исследований — мысленных действий, подтвердивших свою эффективность. Причём речь может идти как максимум о десятилетиях для «самых уточнённых» формулировок, так и реальных тысячелетиях житейского опыта. Особенно когда речь идёт об исследовании процессов, насчитывающих не меньшее количество тысячелетий, но до сих пор исследованных только фрагментарно и в основном эмпирически: педагогические процессы в целом и с целью "научить" в частности.
Начав с простейшей идеи, сразу понимал, что если задуматься и заняться всерьёз, то делать надо не в упрощённом виде, а наоборот, стараясь отразить возможные нюансы и особые случаи с одной стороны, а с другой – полнота и гибкость не должна оставаться абстрактной целью, а действительно позволит дополнять мои результаты «внешними» (но полностью совместимыми) блоками для общих уточнений или соответствия устоявшимся педагогическим практикам.
Причём речь снова не просто об очевидно необходимой совместимости с формальной моделью, её процессами и параметрами, а именно согласованности (хотя бы поначалу качественной) с подтверждёнными практическими проявлениями.
Причём построение модели мной происходит в рамках общей гипотезы о существовании многочисленных аналогий между процессами обучения (самообучения в том числе) и целым рядом конкретных физических процессов и даже глобальных природных явлений.
Поэтому и во-первых, необходимо прояснить местами, что именно мы понимаем под тем или иным понятием, даже устойчивым словосочетанием чтобы читатель не тратил дополнительного времени, разыскивая информацию о том, как можно «сблизить» понятия «из разных миров».
И, во-вторых, когда аналогии ищутся осознанно, это не значит, что сходу стоит отказываться от уже имеющихся и не стоит настаивать на строгости и «наукообразности» изначально. Достаточно явной похожести, даже метафоричности. Особенно если она заметна всем участникам процесса (это я и о просто учителях, просто учениках, родственниках учеников ну и о бюрократах от системы образования тоже).
Переходя к конкретике, давно известна аналогия между процессом обучения и потоком жидкости, который несёт в себе учеников и растворённые знания.
Тем не менее, даже минимального житейского, а не педагогического опыта достаточно, чтобы понять – никакой идеализированный процесс не позволит получить всего того многообразия, которое наблюдают педагоги и родители. Поэтому общая идея послужит подсказкой - на что стоит обратить внимание по аналогии с физическими процессами точно, и чем придётся заняться позднее как дополнениями как основой идеи (в рамках добавления новых, непротиворечивых элементов к разрабатываемой модели процесса учёбы).
Соответственно сразу можно сказать, что в задаче моделирования процессов обучения кандидатами на «первичное исследование» станут состав и свойства самой жидкости и её составляющих, а также явно существующие внешние условия и факторы.
И чем «толще» эта условная прослойка из подтверждений о взаимосвязях между мирами, тем интересней посмотреть как существующие технические решения интерпретируются/сопоставляются со своими гуманитарными аналогами. Более того, получив значительное количество подтверждений на логическом уровне, становиться возможным осуществлять моделирование не просто на структурно–логическом уровне, а в численном виде. Особенно если удалось установить «символические» соответствия параметров с объяснением их сути в гуманитарной области. Причём не просто смысл, а собственно возможность их существования в "гуманитарном поле".
Так же заранее напомним, что многие физические законы (их ещё называют классическими) на самом деле выражают “усреднённое” поведение наблюдаемых явлений, можно сказать, что являются обобщениями последовательности экспериментов. Позднее, когда физики смогли изучить эти процессы более детально, результаты официально стали относить к области статистической физики и представили в виде подтверждённых аналитических формул.
Это очень важно для гуманитарных исследований, так как в них наряду с общими тенденциями не меньшую роль играют именно детали/отличия. Как и в статистической физике при маленьком разбросе параметров, общая тенденция (ещё называемая аналитической зависимостью) будет совпадать в различных экспериментах. Тогда использование классических «усреднённых» формул оправдано. Если же различия имеются (возможно даже много), но все и всегда объяснимы, можно либо уточнить известное аналитическое выражение, либо обоснованно отнести их к исключениям с соответствующей доработкой гипотезы.
Поэтому реалистичный анализ выявит «неудобные» структуры и «притянутые за уши» соответствия. Подобные исследования требуют не столько банальной настойчивости, сколько именно эрудиции, интуиции и способностей к обнаружению аналогий.
Фактически, публикации созвучные заявленной проблематике и как решать подобный тип задач, встречаются с XVII века. Даже удивительно, что действительно продуманная теория как решать этот тип проблем «задержалась» не на десятилетия, а на столетия. Официально она была представлена У. Гордоном в 1961 году под именем синектика.
В силу того что наш интерес связан с педагогикой вообще, а не особенностей преподавания для конкретного возраста или конкретной формой обучения, то я пользуюсь общими аналогиями плюс десятилетиями собственного педагогического опыта. Исходя из него, заметны сильные аналогии между педагогией и физикой в областях гидродинамики и термодинамики (такие метафоры как поток знаний и подогреть интерес, например) и электромагнетизма (метафора типа притягивать внимание).
Но с темой этих постов всё и сложней и проще. Во-первых - абсолютная новизна как цельного. Во-вторых - косность академической среды. В-третьих - "приземление" модели, то есть получение реальных числовых значений параметров (или их допустимых) интервалов это гигантская работа. Не одному десятку человек и на несколько лет, так как есть разница между понять что мерять в принципе (а иной раз есть варианты) и отработанных методик с указаниями по каждому из нужных параметров и наблюдаемых значений. Так что здесь секретов не будет. Только не забывайте ссылаться и если для печатного источника - делайте это по правила (ГОСТ/APA/...)
А теперь к делу.
Нечто типа введения
Суть этой работы заключена в установлении связей между идеями, феноменами и процессами, которые выглядят совершенно разными, но это только пока к ним не начнёшь пристально присматриваться. Однако в отличие от «вылизанных» академических публикаций, я хочу показать, как новые идеи могут появляться, как проверить и связать самые разные проявления (аспекты) различных используемых процессов и объектов. При этом прекрасно понимая, что в процессе работы не все мысли появляются строго логически: проистекая одна из другой. Из-за этого по мере рассмотрения обычно происходит уточнение начальных идей, проявляются дополнительные взаимосвязи, которые обычно именуются вторичными. Но такие связи могут быть важными как сами по себе, так и вводить своего рода новые точки зрения.Какая-то структура и система взаимосвязей обычно "показывается" постепенно |
Даже совершенно привычные вещи вовсе не так однозначны |
Начав с простейшей идеи, сразу понимал, что если задуматься и заняться всерьёз, то делать надо не в упрощённом виде, а наоборот, стараясь отразить возможные нюансы и особые случаи с одной стороны, а с другой – полнота и гибкость не должна оставаться абстрактной целью, а действительно позволит дополнять мои результаты «внешними» (но полностью совместимыми) блоками для общих уточнений или соответствия устоявшимся педагогическим практикам.
Причём речь снова не просто об очевидно необходимой совместимости с формальной моделью, её процессами и параметрами, а именно согласованности (хотя бы поначалу качественной) с подтверждёнными практическими проявлениями.
- Привет, ребята! Как вам водичка? - Чёрт побери! А что это вообще такое, вода? |
Причём построение модели мной происходит в рамках общей гипотезы о существовании многочисленных аналогий между процессами обучения (самообучения в том числе) и целым рядом конкретных физических процессов и даже глобальных природных явлений.
Поэтому и во-первых, необходимо прояснить местами, что именно мы понимаем под тем или иным понятием, даже устойчивым словосочетанием чтобы читатель не тратил дополнительного времени, разыскивая информацию о том, как можно «сблизить» понятия «из разных миров».
И, во-вторых, когда аналогии ищутся осознанно, это не значит, что сходу стоит отказываться от уже имеющихся и не стоит настаивать на строгости и «наукообразности» изначально. Достаточно явной похожести, даже метафоричности. Особенно если она заметна всем участникам процесса (это я и о просто учителях, просто учениках, родственниках учеников ну и о бюрократах от системы образования тоже).
Выглядит научней некуда. Только как выясняется, толку никакого. Больше всего помогает маска, а лучше вообще презерватив. |
Тем не менее, даже минимального житейского, а не педагогического опыта достаточно, чтобы понять – никакой идеализированный процесс не позволит получить всего того многообразия, которое наблюдают педагоги и родители. Поэтому общая идея послужит подсказкой - на что стоит обратить внимание по аналогии с физическими процессами точно, и чем придётся заняться позднее как дополнениями как основой идеи (в рамках добавления новых, непротиворечивых элементов к разрабатываемой модели процесса учёбы).
Соответственно сразу можно сказать, что в задаче моделирования процессов обучения кандидатами на «первичное исследование» станут состав и свойства самой жидкости и её составляющих, а также явно существующие внешние условия и факторы.
Всё это есть в обычной капле озёрной воды |
Взаимосвязи между мирами физики и гуманитарным
Идеи физикализма, возникшие в XIX веке не выдержали проверки практикой веков XX-го и XXI-го, ибо стало ясно, что представить гуманитарный процесс в виде упрощённо–механистической модели практически невозможно. Слишком много деталей упускается. Не сумев построить общих теорий о частных предпочли забыть. Но они то продолжили работать!!! А этого достаточно как основания для поиска дополнительных объяснений и проведения умственных экспериментов как минимум.И чем «толще» эта условная прослойка из подтверждений о взаимосвязях между мирами, тем интересней посмотреть как существующие технические решения интерпретируются/сопоставляются со своими гуманитарными аналогами. Более того, получив значительное количество подтверждений на логическом уровне, становиться возможным осуществлять моделирование не просто на структурно–логическом уровне, а в численном виде. Особенно если удалось установить «символические» соответствия параметров с объяснением их сути в гуманитарной области. Причём не просто смысл, а собственно возможность их существования в "гуманитарном поле".
Исследователь должен понимать что к чему |
Например, в классической физике есть понятия расстояния, скорости и ускорения. Более чем конкретные и измеримые как косвенно, так и напрямую. Первые два несомненно имеются в педагогике и осознанно используются даже без адаптированных определений. Но будет ли осмысленным и измеримым понятие ускорения в гуманитарной сфере?Всё это крайне важно, так как только часть характеристик гуманитарных систем изначально выразимы в численном виде.
Так же заранее напомним, что многие физические законы (их ещё называют классическими) на самом деле выражают “усреднённое” поведение наблюдаемых явлений, можно сказать, что являются обобщениями последовательности экспериментов. Позднее, когда физики смогли изучить эти процессы более детально, результаты официально стали относить к области статистической физики и представили в виде подтверждённых аналитических формул.
Есть ВСЁ и есть то, ВИДНО НАМ |
Однако, чтобы в это «численное будущее» попасть, сначала надо сконцентрироваться на соответствиях логических, правда сразу обращая внимание и на разделение их на основные и вторичные. Фактически, численное моделирование остаётся желанием, но никак не самоцелью.
Что хочу получить?
- Мне интересно выявить устойчивые аналогии;
- Детализировать их;
- Обнаружить несоответствия, но не в смысле противоречий, а невозможности сделать нечто важное и осмысленное в рамках предложенного отношения;
- Сконструировать совместимые составные модели, в рамках которых устраняются недостатки, обнаруженные в рамках исходных частных положений и частных моделей.
Поэтому реалистичный анализ выявит «неудобные» структуры и «притянутые за уши» соответствия. Подобные исследования требуют не столько банальной настойчивости, сколько именно эрудиции, интуиции и способностей к обнаружению аналогий.
Фактически, публикации созвучные заявленной проблематике и как решать подобный тип задач, встречаются с XVII века. Даже удивительно, что действительно продуманная теория как решать этот тип проблем «задержалась» не на десятилетия, а на столетия. Официально она была представлена У. Гордоном в 1961 году под именем синектика.
В силу того что наш интерес связан с педагогикой вообще, а не особенностей преподавания для конкретного возраста или конкретной формой обучения, то я пользуюсь общими аналогиями плюс десятилетиями собственного педагогического опыта. Исходя из него, заметны сильные аналогии между педагогией и физикой в областях гидродинамики и термодинамики (такие метафоры как поток знаний и подогреть интерес, например) и электромагнетизма (метафора типа притягивать внимание).
Комментарии
Отправить комментарий