für die Pädagogik #19 По кучкам, или 1+2=?

Два набора использованных атрибутов не просто не похожи. Между ними есть некоторые параллели, но они говорят о работе учителя по разному. Именно поэтому я никогда не говорил в их отношении о равенстве, или хуже того - эквивалентности. Первый характеризует форму (на что похоже со стороны), а второй - содержание (функционирование). Вот только у меня тут не анекдот про "шашечки или таки ехать". Это всё неотделимо и бессмысленно друг без друга.
Поэтому придётся установить сначала формальное соответствие, но потом уж придётся покопаться.

1-й раунд

Итак, рассматривая второй набор атрибутов были найдены формальные параллели:
  • Практика ↔ Культура
  • Цели ↔ Общество
  • Мудрость включает в себя Знания
Методом исключения получается что Дискурс соответствует Истории, тем более что ни один из них не отрицает любой их 4-х имеющихся вариантов "привязки". Просто некоторые могут быть не слишком желаемыми или удобными. В таком случае формулы известных четырёх вариантов педагогической деятельности превращаются
  • Классический ↔ ДЦПМ и относится к обязательному образованию (Да!), нацелен на практику (вспоминаем век 19-й и первую половину 20-го для которых это верно - Да! уже второй раз) и мысленное развитие (а вот и третье Да!);
  • Модернистский (культура) ↔ ЦМПД. Снова обязательный (Да!), эгоистический (элитистский - второе Да!) и мысленное развитие (и тут третье Да!); 
  • Современный (общение) ↔ ЦДПМ. Обязательный (Да!), эгоистический (элитистский - второе Да!) и убедиться на практике (а как по другому при общении? Так что и тут третье Да!);
  • Медленный ↔ МДЦП. Индивидуализированный (куда уж дальше, так что первое Да!), нацеленный на практику (во многом, так что второе Да!) и убедиться на практике (такова не только педагогическая цель, но социокультурная идея полезности - так что третье Да!).
Вот и получается, что рассматриваем одно и тоже с разных сторон, больше теоретически и местами - поверхностно. Но совпадений слишком много. Поэтому для применимость обоих наборов атрибутов подтверждена. В том числе и эго- ориентированость и скрытый элитаризм двух вариантов "современного" бла-бла обучения. Зато всё ожидаемо и хорошо для проверенных временем классического и медленного вариантов обучения.

Эгоизм... Может стоит уточнить?

Некоторая путаница имеется с тем, что пока я предпочитаю называть эгоизмом. Местами это как приговор, но иногда - возможность если "не наглеть чересчур". На самом деле, иногда за эгоизм можно можно  принять заслуженную гордость от личных успехов. А её ученик не просто имеет право ощущать, преподователь обоснованно должен способствовать этому.
Учитывая последний результат и некоторые предварительные наблюдения из предыдущих постов, мы можем сделать вывод, что социальные проблемы сегодняшнего дня и слабые связи с реальностью являются последствиями отказа от классического подхода, в частности, в англосаксонских странах. Это сразу вызывает сильное подозрение, так как противоречит успешному опытом многих европейских стран и Японии с конца 19-го века до сегодняшнего дня, где им удалось преподавать как эмпирическое, так и теоретическое с возможностью их эмпирической проверки. И самое главное, чему удалось научить людей - не быть слишком эгоистичными. Характеристики, позволяющие назвать соответствующие формы обучения образованием с социальной ответственностью.
Согласно нашему кодированию, это приводит к шести семействам атрибутов со структурой где практика может быть только объективной (2-й или 3-й квадрант), но вот формы подачи "информации" как и ориентация в общении - любой допустимой.
(<ДП**>,<*ПД*>,<*П*Д>,<Д*П*>,<*ДП*>,<**ПД>)
в которых критерий Цели не может оказаться ни на первой, ни на последней позиции, так как нас устраивает только объективное целеполагание. Из-за этого получится что реально возможных комбинаций формально всего  четыре: ДПЦМ, ДЦПМ, МПЦД и МЦПД и они уже включены в таблицы. Точнее во вторую - вариантов обязательного обучения, причём не эгоистичных. И совсем неудивительно что вариант классического обучения ДЦПМ уже находится среди них. Поэтому, помимо прочего, интересно посмотреть с чем связаны оставшиеся три варианта.

2-й раунд

Медленное обучение

Помимо установления всех формальных соответствий посмотрим сначала на медленное обучение с его формулой МДЦП (Эмпирическоепроверять эмпирически). Всегда казалось что это только часть, так как нам никто не мешает неторопливо изучать и теоретические предметы. То есть это должна быть единая группа из двух методов с естественным фокусом на теории или на практике, по необходимости. Из первой таблицы сразу видно, что недостающая половинка кодируется как МЦДП (Теоретическоепроверять эмпирически). Или для любителей формализма - формулой <М**П>. Кроме того, как в некоторых источниках предлагается, эту форму образования можно, и даже стоит, называть естественной.

Классическое образование и социальная ответственность

Этот результат, помимо прочего подсказывает что с формулой классического образования ДЦПМ мы находимся в таком же положении, ибо так можно учиться и практическому, и теоретическому - МЦПД!. То есть речь идёт и о группе классического образования с формулой <*ЦП*>. "Потеряшка", стати, тоже принадлежит к методам образования с социальной ответственностью, оставив в этом семействе только двоих неизвестных с формулой <*ПЦ*>. А это сразу навевает определённые подозрения, так как она опять сочетает теорию и практику. А поскольку и там и тут целеполагание и практика умозрительные, то должно проявится что-то уже знакомое и опробованное.

Промежуточный итог

Поскольку второй набор атрибутов дал больше вариантов - 14 против 11 для первого набора, для сравнения сведём их в таблицу из двух групп с минимальным комментарием.
ЦМДПОЗИКИнд., эго, контроль и эффективность
ЦДМПОИЗКИнд., эго, "гуру" - скорее всего религиозной направленности
ДМЦПИЗОКИнд., ?
ДЦМПИОЗКИнд., "гуру" - скорее всего религиозной направленности
МДЦПЗИОКИнд., медленное
МЦДПЗОИКИнд., медленное, контроль и эффективность - самое то для теории
ЦПДМОКИЗОбяз., эго, контроль и эффективность
ЦПМДОКЗИОбяз., эго, "гуру", психиатрия?
ЦМПДОЗКИОбяз., эго, модернистский
ЦДПМОИКЗОбяз., эго, современный
ДЦПМИОКЗОбяз., классическое
МЦПДЗОКИОбяз., классическое - учить теории тут не просто, нюансы
ДПЦМИКОЗОбяз., ?
МПЦДЗКОИОбяз., ?
В иной "системе координат" методы с социальной ответственностью характеризуются несколько по другому:
  • Знания и отношение к истории/времени всегда субъективно;
  • Социокультурный аспект всегда объективен.
Кроме того, изучение чисто теоретических дисциплин всегда требует дополнительного внимания и всегда потенциально проблематично. Совершенно не новость, просто неожиданное чисто теоретическое совпадение.
Из трёх отсутствующих вариантов все на самом деле относятся к семейству, которое я условно назвал "Гуру"  или режим бога. Причём варианты индивидуальной направленности не совсем оторваны от реальности и скорее относятся к религиозному образованию.
  • А вот вариант ИОЗК индивидуальной направленности вроде как не виноват, говоря простым языком. Напомню, что главным препятствием было ожидаемое затруднённое понимание знаний и ограниченная предметная применимость. Но при индивидуализации образовательного подхода это перестаёт быть непреодолимой проблемой. Вопрос надо-ли, так как оба варианта ИЗОК и ИОЗК нацелены на Эмпирическое и умственные занятия, так что стоит исключить второй из интересов привычной педагогики сразу как излишне проблемный и забыть о нём.
  • Вариант ОКЗИ оказывается согласно анализу почти в анекдотической позиции, так как учить людей на грани психологических и психических расстройств несомненно надо. Увы, чисто статистически на земле их много, так что попадание в категорию массового образования вовсе неудивительно. Только это очень специфический вариант работы учителей-психологов-врачей и его я не исключаю, просто проведу как особый случай. Как и странно, но этот вариант символизирует теорию теоретически для многих, и ему в пару просто просится другой проблемный вариант - ОИЗК практика для практиков индивидуально, образуя условное семейство <О*З*>. Обратите внимание что в таком случае отношение типа "гуру" и эгоцентризм пожалуй не минуем при обращении с людьми с подобными проблемами. А если ещё добавить случаи умственной недоразвитости - то картинка складывается полностью.

Поговорим о новичках и старичках

  1. В предполагаемой паре ИКОЗ - ЗКОИ положение знаний нам помочь не может. Они всегда объективны а их материальность/нематериальность как раз соответствует "склонности" к эмпирическим или теоретическим. А вот социокультурный элемент так сказать стабилен и помимо своей объективности должен дать подсказку. А именно: культура материально а общество духовно. Это очень подходит для гуманитариев с художественным уклоном, ну или менее скромно - артистическое образование в привычном нам виде.
    Поэтому варианты из блока социальной ответственности правильнее именовать как гимназическое классическое (не всегда современные термины хороши) и художественное классическое с внутренним делением на более практические и более теоретические. Причём последние требуют большего внимания в обоих случаях.
  2. ИЗОК - вариант индивидуального образования. Как уже сказал, вторая характеризация объявляет его как эмпирический с уклоном в умственные занятия. В то время как первая с материальностью знаний и упором на духовную социокультурную часть где взгляды на общество объективны походит на правильное прикладное естественнонаучное образование, причём для любого возраста.
  3. Два варианта с кодами ОЗИК (ЦМДП) и ОКИЗ (ЦПДМ) формально разные, но оба относятся одновременно к эгоцентрическим и требуют особой внимательности в своём использовании. Кроме того, их формула <О*И*> интересна материальным и объективным отношением к социальной сфере при субъективном восприятии и знаний, и культуры. При этом индивидуалы трактуют как материальное знания (не удивляет), а при обязательном образовании - культуру (тоже не удивило).
    Возникает странное ощущение - вроде всё разумно и логично, но никак не вспомнить, что это. Но был настрой и головоломка разрешилась за несколько минут - это несуществуюшая идеализированная система подготовки руководителей! Условных "техников" и "учёных" много не нужно, и готовить их можно только индивидуально. А вот "массовиков-затейников" нужно много и их лучше готовить вместе, так как общение для них крайне важно.
  4. В таком разрезе оба "современных" варианта выдвинутых Салдарриагой можно отнести в одну группу вида <О*К*>. Субъективный социокультурный аспект, но без полного отрыва от реальности, так как общество остаётся материальным. При этом теорию учим теоретически, а практические науки - практикуем. Так что не знаю откуда Салдарриага взял что нацеливаться надо именно на культуру и общение. Можно конечно, но я предлагаю перевернуть шахматную доску, образно выражаясь. Вот хоть убей, но это мне напоминает среднее и высшее классическое религиозное образование.  Вера материальная - служители для работы с народом и монахи. Чисто духовная вера - теологи теоретики. В этом ключе, кстати, отнесение этих методов к "эгоистическим" не удивляет, так как отбросив пропагандистскую мишуру чтобы на самом деле помогать другим, нужно сначала разобраться в себе, "установить мир" сначала в своей душе, а уж потом - с гордостью за свои личные достижение помогать и наставничать. Так что голый эгоцентризм. Именно так и к школьному образованию отношения практически не имеет.

Микроитог

Использовав идею номадизма в дикой смеси с системным анализом, синектикой, синергетикой, личным опытом и просто житейской логикой получилось посмотреть на работу преподавателя с новой стороны, выявив несколько вариантов группирования методов работы и возможностей классификации.
Если совсем формально - то эти "режимы работы учителя" можно классифицировать как индивидуализированные  и обязательные (массовые) с одним смешанным случаем.
Если подсчитать, то я задействовал 13 вариантов из 14, с единственным одиночным вариантом - прикладное естественнонаучное. Остальные шесть элементов включают в себя варианты ориентированные и на практику, и на теорию. Семь ограничивается мысленными практиками, эмпирическое освоение используется в шести.
Чтобы читатель не скакал по нескольким постам, информацию по вариантам я сведу в единую таблицу.

Имя варианта

Код

Характеристика

Подготовка руководителей

ОЗИК (ЦМДП)

Теоретическое, проверять эмпирическиконтроль и эффективность

ОКИЗ (ЦПДМ)

Теоретическоепроверять эмпирическиконтроль и эффективность

Естественное (медленное)

ЗОИК (МЦДП)

Теоретическоепроверять эмпирическиконтроль и эффективность

ЗИОК (МДЦП)

Эмпирическоепроверять эмпирически

Прикладное естественнонаучное

ИЗОК (ДМЦП)

Эмпирическое, умственные занятия

Гимназическое классическое

ЗОКИ (МЦПД)

Теоретическоеумственные занятия

ИОКЗ (ДЦПМ)

Эмпирическоеумственные занятия

Художественное классическое

ЗКОИ (МПЦД)

Теоретическоеумственные занятия

ИКОЗ (ДПЦМ)

Эмпирическоеумственные занятия

Религиозное классическое

ОЗКИ (ЦМПД)

Теоретическоеумственные занятия

ОИКЗ (ЦДПМ)

Эмпирическоепроверять эмпирически

Для лиц с психологическими и психическими расстройствами или недостаточным развитием

ОКЗИ (ЦПМД)

Теоретическоеумственные занятия

ОИЗК (ЦДМП)

Эмпирическое, проверять эмпирически

На закуску - для любителей критиковать и троллить. Подгонки вариантов не было. Анализ и распознавание, если говорить на языке науки. Так что спрашивайте, делитесь опытом, уточняйте - выслушаю с удовольствием и подправлю где понадобится.

Комментарии