Мыслим #0 Задачи на развитие нестандартного мышления

Как мыслить нестандартно?
Для начала о названии. В русском языке слова «нестандартное мышление» может и звучат недостаточно возвышенно, говорят сами о себе достаточно чётко. В этом смысле англоязычным жителям планеты повезло меньше. Вместо одного ёмкого понятия им приходится ориентироваться на два равнозначных: side–thinking или lateral–thinking. Меня они немного смешат, так как их буквальный перевод – «с боку», так и провоцирует спросить: «А что, сверху или снизу не годится?», думая при этом что часто решения вообще «идут через ж...».

Шутки–шутками, но развитие разностороннего мышления, привитие привычек рассматривать самые разные и даже «странные» подходы к решениям является важнейшей задачей образования. Причём за тысячелетия человеческого развития оказалось, что показ «избранных трюков» со стороны учителя, наставника или мастера не заменит личного опыта по решению сложных задач. Можно и нужно учиться и самому, стоит пробовать заниматься и в группе. Сложность в другом — в разнообразии как полезных, так и вредных практик. Причём в обычной книге или на обычном уроке часто экономят время или место, поэтому сразу стараются научить «как надо», забывая о том, что совершая ошибки, научиться можно куда большему и зачастую быстрее. То есть урезается именно процесс поиска решений в широком смысле, а не как последовательность шагов конкретного метода.

Поэтому начав с собирания собственной коллекции интересных задачек «в уме» ещё с детства, повзрослев стал знакомиться не просто с опубликованными сборниками задач, а решил познакомиться даже не с эффективным научением конкретным техникам, а больше с опытом других энтузиастов и учителей, включая области «продвинутого» изобретательства типа ТРИЗ. В результате получилась интересная коллекция, но совершенно точно не полная, поэтому пришлось повторно прерывать десятки научно-популярных книг, сайтов и форумов, рассматривая многие сотни приводимых задач не с точки зрения «интересности сюжета», а нетривиальности путей и техник решения. Причём оглядываясь больше на искомую оригинальность или наоборот, на типичность и тяжесть совершаемых ошибок. Например, задача решаемая только тупым перебором, ничему особому не научит.

Единственное что хочется упомянуть в этом ключе чётко, так это вредное желание «быть серьёзным». Не бойтесь странных или даже фантастических идей. Так же не старайтесь занять однозначную позицию в спорах «энциклопедистов» и «специалистов». Нужны и те, и те взгляды. Равно как и те и те ошибаются в части задач именно из-за специфики своего образования или «типичности» мышления. Запомните одно — хорошим специалистом без широких взглядов и обширной практики Вам не быть. Равно и лиц со знаниями «отовсюду по чуть-чуть» образованными людьми считать нельзя.

Ещё одно важное замечание. Я крайне уважаю всех авторов и коллекционеров подобных задач. Но не желаю превращать свои заметки в список библиографических ссылок и историографических исследований кто же настоящий автор и/или где и в каком мохнатом году эту задачу, парадокс, загадку и т.п. опубликовали (впервые обсудили). Поэтому некоторые задачи частично обезличивались и адаптировались. Причём как сам текст заданий, так и их решения. Или наоборот, они приводятся точно и максимально близко к тексту оригинала когда переделывать — только испортить. Ещё дополню — только малая часть задач идёт с «авторскими» названиями, так как задача названий — сказать о чём эта задача. Поэтому, кроме некоторых задач с уже устоявшимися названиями, мои варианты названий идут от другого — к чему, зачем и т.п. Насколько удачными окажутся эти новые варианты названий — рассудят читатели и история.

Для удобства читателей подборки задач сгруппированы по темам. Так как некоторые задачи подразумевают математическое наполнение или его элементы, то их я опубликую отдельно.

На данный момент опубликовано (как пост будет готов, появится ссылка):

Но случается так, что самому потом хочется побиться головой об стенку. Думая о классических задачах, совсем не пришло в голову что в блоге в принципе нет ограничения на тип содержимого. Поэтому дело не в картинках, звуке или даже видео для иллюстрации конкретной задачи. А в том, что некоторые задачи изначально не статичные, а динамичные. Поэтому по одному фото, или даже короткой серии всё равно не понять "хитрость" конкретной задачи. Поэтому, посыпав себе голову пеплом, добавлю ещё одну страничку, которую буду пополнять по мере того как появятся не просто "прикольные" загадки из серии "я по кнопке шлёп!, а оно как...!" , а которые должны заставить задуматься:

Комментарии